Пермский звериный стиль и его художественная ценность

XIX век в истории России отмечен удивительным стремлением к осознанию собственной культурной целостности, поиском своего места в мировой культурной традиции. Вкусив плоды европейского Просвещения, вступив на путь западноевропейского интеллектуализма, русское дворянство укрепляется в идее служения – как Отечеству, так и мировой культуре. Служение это выражалось в «избытке», досуге, которому предавались образованные люди эпохи помимо своих прямых обязанностей управителей предприятий, учреждений земств и т.д. Это и путешествия с целью расширения кругозора, и формирование собственных коллекций отечественного и зарубежного искусства, специальное и художественное воспитание талантливых дворовых людей, а после – меценатская деятельность и, конечно, интерес к национальной истории, дремучей старине с её преданиями и легендами, кладами и диковинами.

Письмо Д. А. Удинцеву от Императорской археологической комиссии(1901), из фондов ГКБУК ЧКМ
Письмо Д. А. Удинцеву от Императорской археологической комиссии (1901), из фондов ГКБУК ЧКМ
Письмо Д. А. Удинцеву от Императорской археологической комиссии(1901), из фондов ГКБУК ЧКМ
Письмо Д. А. Удинцеву от Императорской археологической комиссии (1901), из фондов ГКБУК ЧКМ

Во второй половине XIX века эта страсть захватывает и широкие круги образованных служащих. Первые годы молодой советской России также отмечены активной работой и исследовательским поиском.

Письмо Императорской археологической комиссии в Общество любителей истории, археологии и этнографии Чердынского края (1915), из фондов ГКБУК ЧКМ

Письмо Императорской археологической комиссии в Общество любителей истории, археологии и этнографии Чердынского края (1915), из фондов ГКБУК ЧКМ.


Отечественный интерес к истории совпадает и с общеевропейскими тенденциями. В Германии, например, это время романтизма, с его пристальным вниманием к культуре античности и средневековья, религиозному и народному искусству, в частности, к готике и фольклору, а также – к историческим хроникам и документам, народной мудрости и преданиям. Открытия, накопленные в ходе первых этнографических и археологических путешествий, переосмысление истории и огромный интерес профессиональных и непрофессиональных исследователей к старине (своеобразный «бум» археологии, пришедшийся на вторую половину XIX столетия) определил возникновение ряда обществ любителей истории и культуры, комиссий для расследования древностей (из которых, впоследствии, возникает, например, Императорская археологическая комиссия, в Чердынском же уезде – Общество любителей истории, археологии и этнографии и т.д.).

Правление Общества изучения Чердынского края (1927), из фондов ГКБУК ЧКМ

Правление Общества изучения Чердынского края (1927), из фондов ГКБУК ЧКМ.

Во второй половине XIX века выходит достаточно большое количество публикаций исследовательских работ и докладов, представляющих широкой публике результаты экспедиций, собрания и коллекции, а также – скрупулезно проработанные основания для теоретического осмысления сущности культуры и искусства прошлых эпох. Примерами могут служить, скажем, в нашем регионе, сборники земского деятеля и краеведа Дмитрия Дмитриевича Смышляева (1828-1893), посвященные истории и культуре Пермской губернии, на Западе – замечательные работы венского искусствоведа и историка искусства Алоиза Ригля (1858-1905), осмысляющего ценность памятников древности в контексте эпохи модернитета. Список альбомов, очерков и исследовательских работ к началу XX века активно увеличивается.

Страница из альбома «Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых» (1902) А. А. Спицина из фондов ГКБУК ЧКМ

Страница из альбома «Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых» (1902) А. А. Спицина из фондов ГКБУК ЧКМ.

Особое место в изучении древней и средневековой истории и культуры принадлежит Пермскому Приуралью, Северному Прикамью, известным своими кладами предметов материальной культуры и, в частности, культовым металлическим литьём.

«Пермь Великая» на средневековой карте (фрагмент)

«Пермь Великая» на средневековой карте (фрагмент).

Кадр из фильма «Сердца Пармы», снятого по одноименному роману А. Иванова, повествующего о присоединении Чердыни Перми Великой к Москве

Кадр из фильма «Сердца Пармы», снятого по одноименному роману А. Иванова, повествующего о присоединении Чердыни Перми Великой к Москве.

«Пермь Великая», так зовется эта земля, имя её впервые упоминается уже в 1321 г. в Троицкой летописи, в 1324 году в Московском летописном своде XV века, но указание на неё мы находим и ранее, в первой Новгородской летописи. Верховья Камы известно русским путешественникам, вероятно, с XI века, согласно письменным источникам, по крайней мере, с 1220 года. В 1471 году по отказной грамоте Великого Новгорода Пермские земли отошли к Москве и в 1472 году князь Фёдор Пёстрый – по указу Ивана III – со своей ратью покоряет княжество Перми Великой.Интерес Москвы к Чердыни Перми Великой не случаен, уже в XV веке территория обретает важное экономическое значение в масштабах всей страны: становится поставщиком пушнины, а позднее и соли, служит плацдармом для освоения Зауралья и Сибири.

Этот исторический регион, в момент своего наивысшего развития, покрывает территорию современных Чердынского и Соликамского районов Пермского края, Коми-Пермяцкого автономного округа и северных районов Кировской области. И сегодня чердынская земля представляет собой уникальное место, где, как отмечают археологи, открытия происходят ежегодно.

На территории Перми Великой мы обнаруживаем большое количество могильников, стоянок, поселений и городищ, принадлежащих различным археологическим культурам, наиболее древние относятся к эпохе мезолита (VII-VI тыс. до н.э.). Многообразие культур, располагавшихся на данной территории, свидетельствует о её важном значении, как в миграционных процессах, так и в специфической «творческой» жизни региона, ставшего местом пересечения и диалога культур, мостом между Западом и Востоком.

Начиная с XVIII века Верхнекамье становится пространством активного поиска одного из самых загадочных мест на планете – таинственной северной страны скандинавских саг – Биармии. Поиски её велись на Кольском полуострове, на Северной Двине, в Норвегии, на Балтике, в Карелии. В 1730 году в свет выходит книга шведского офицера и ученого Филиппа Иоганна Табберта фон Страленберга (1676-1747), попавшего во время Русско-шведской войны в плен и находящегося в ссылке в Соликамске, Чердыни, Тобольске в течение 13 лет. В это время он изучал местные языки и диалекты, собирал предания и легенды, анализировал экономические и политические особенности региона. Он полагал, что Пермь Великая и есть таинственная Биармия. В начале XX века эта теория была очень популярна.

Как бы то ни было, но земля эта привлекала огромное внимание на протяжении и последующих веков. Так, в 1821 году выходит книга Василия Николаевича Берха (1781-1834), служащего советником казенной палаты в Перми, известного своими историко-географическими трудами, – «Путешествие в города Чердынь и Соликамск. Для изыскания исторических древностей». В кругу его интересов оказалась история древнейших городов и сел Пермского края, их архитектура, экономическая и политическая история Перми Великой. Вторая половина столетия стала временем пристального внимания к древним и средневековым памятникам быта и культа.

Археологическая карта Чердынского уезда Пермской губернии, XIX век, из фондов ГКБУК ЧКМ

Археологическая карта Чердынского уезда Пермской губернии, XIX век, из фондов ГКБУК ЧКМ

Предметы металлопластики, найденной в Чердынском районе. Страница из альбома, из фондов ГКБУК ЧКМ

Предметы металлопластики, найденной в Чердынском районе. Страница из альбома, из фондов ГКБУК ЧКМ

Одним из наиболее ярких и известных явлений культуры Прикамья являются оригинальные предметы металлического литья, небольшие бронзовые или медные пластинки, выполненные в технике одностороннего ажурного или сплошного литья, а также различные украшения.

Примеры культового металлического литья Пермского звериного стиля

Примеры культового металлического литья Пермского звериного стиля.

Связанная с культовой практикой средневековых жителей Пермского Предуралья IV-XIII веков, эта металлопластика с 1920-ых годов получила название Пермский звериный стиль. Именно в нём нашло наиболее яркое отражение мировоззрение жителей Прикамья, их духовная культура, мифологические представления об окружающем мире и устройстве мироздания. Эта загадочная изысканная бронзовая пластика, наряду со знаменитой Пермской деревянной скульптурой, всегда вызывает повышенный интерес исследователей и посетителей нашего музея.

Прорезные бляхи VII-VIII вв., обнаруженные в Чердынском районе, фонд ЧКМ

Прорезные бляхи VII-VIII вв., обнаруженные в Чердынском районе, фонд ЧКМ.

Предметы эти привлекают внимание зрителей не только как отражение мифологии древних, они интересны и сами по себе – как произведения самобытного искусства мастеров Пермского Прикамья, с чудесным многообразием воплощавших сюжеты и персонажей древнего мифа.

Активный интерес к сбору и классификации предметов Пермского звериного стиля начинается во второй половине XIX века. Тогда любители старины начинают впервые обнаруживать и собирать металлические пластинки с изображениями человека, животных, птиц, а также фантастических существ. Именно наличие фантастических существ, объединяющих признаки человека с чертами реальных животных и птиц (антропоморфные человеколоси и птицелюди) или соединяющие в единой композиции признаки нескольких животных, придают Пермскому звериному стилю неповторимое своеобразие, более того, уникальное эстетическое очарование.

Среди первых собирателей и исследователей Рифейских древностей были выдающиеся энтузиасты, пристально всматривающиеся в древнюю историю Прикамья и её культуру. Это Николай Никифорович Новокрещенных (1842-1902), Фёдор Александрович Теплоухов (1845-1905), Василий Алексеевич Волегов (1807-1864), Александр Ефимович Теплоухов (1811-1885) и его дети Фёдор, Александр и Екатерина. Александр Ефимович Теплоухов не только собирал и хранил предметы пермской древности, но и совершал первые археологические поездки, фиксировал в специальном дневнике данные о том где, кто и когда делал находки. Он развернул большую покупку предметов, находился в близком общении с лесничими, помогавшими при поиске и приобретении объектов старины. Его сын, Ф. А. Теплоухов продолжил дело по собиранию, систематизации и исследованию предметов звериного стиля, выступал с публичными лекциями, издавал статьи, принесшие ему известность и признание среди исследователей древности. Находился он и в тесном общении и переписке со многими известными учёными. Еще одно важное имя – Александр Андреевич Спицын (1858-1931), известный археолог, член Императорской Археологической комиссии, выпустивший в 1902 году альбом «Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых», привлекший широкое внимание не только учёных, но и деятелей художественной культуры.

О. Н. Бадер во время археологической экспедиции, 1950-е гг.

О. Н. Бадер во время археологической экспедиции, 1950-е гг.

В советское время огромный вклад в исследование средневековой культуры Прикамья вносит известный археолог Отто Николаевич Бадер (1903-1979), организовавший в 1947 году на базе исторического факультета Пермского государственного университета Камскую археологическую экспедицию. В 1983 году на историческом факультете Пермского государственного педагогического университета была создана Камская археолого-этнографическая экспедиция, также обнаружившая ряд предметов культового литья.

Следует отметить, что при достаточно большом количестве украшений в зверином стиле, культовых предметов обнаруживается мало, поскольку экспедиции работают в основном на могильниках, а предметы культового литья в погребениях не встречаются. Значительным пополнением существующих коллекций пермского звериного стиля в музеях Пермского края связано с именем Михаила Николаевича Зеликмана, бывшего лесным ревизором по Чердынскому уезду, одного из основателей Общества любителей истории, археологии и этнографии Чердынского края.

Что же представляет собой эта причудливая культовая металлопластика, и сегодня вызывающая такой пристальный интерес исследователей и зрителей?

Первоначально культовое литьё находили отнюдь не учёные, это были крестьяне и охотники, случайно натыкавшиеся на странные предметы при распашке полей, рытье канав или просто в лесу, во время охоты. Местное население связывало эти предметы с загадочной Чудью, легендарными обитателями древнего Прикамья, и называло их «чудскими богами», «образками» и «идолами». В конце XIX века А. А. Спицын предлагает название «шаманские древности», указывая на, несомненно, религиозное, сакральное значение этих предметов. Как они использовались – и сегодня загадка, мы не можем точно сказать, использовались ли они для украшения костюма, конской упряжи и так далее, но то, что служили оберегами и включались в обрядовые действия – признанный факт.

Прорезная бляха с изображением родителей и ребенка, VIII-IX вв., из фондов ГКБУК ЧКМ

Прорезная бляха с изображением родителей и ребенка, VIII-IX вв., из фондов ГКБУК ЧКМ.

Отличительными чертами Пермского звериного стиля является использование зооморфных и зооантропоморфных образов, – это медведь, лось, бобр-ящер, конь, лебедь, утка, змея. Композиционное решение их достаточно разнообразно, например, это могло быть изображение семейной пары. Они стоят на ящерах под небосводом из лосиных голов. Среди них есть семейные пары с ребёнком (иногда – с ребёнком ещё в утробе, о чём свидетельствуют приложенные руки женской фигуры к животу). Разными представлены и ящеры – в полную величину, с головой и частью туловища, в статической или же динамической позе.

Прорезная бляха с изображением человеколося на ящере, VIII-IX вв. из фондов ГКБУК ЧКМ

Прорезная бляха с изображением человеколося на ящере, VIII-IX вв. из фондов ГКБУК ЧКМ.

Вероятно, сложные композиции на пластинах-бляхах выражают космогонические представления людей, образы эти отнюдь не случайны – головы лосей, образующие небосвод, воплощают верхний мир Вселенной (мать-лосиха достаточно распространённый образ, более того, он рассматривается сегодня как тотемическое животное «пермяков»), нижний мир – хтоническая реальность ящеров. Человеку же в этой модели Вселенной отводится срединный, земной мир. Для расшифровки этих древних посланий исследователи обращаются к фольклорному материалу финно-угорских и иных народов (саамов, ненцев и других), живших на этой территории. Интересен повествовательный код сложных образов металлической пластики – мы можем видеть, как композиция «рассказывает» нам о движении «шамана» из нижнего мира в верхний, приподнятые головы ящеров, обращенные головы лосей передают удивительную динамичность «рассказу».

Прорезная бляха с изображением трёхликой богини с головами птиц. VII-VIII вв., из фондов ГКБУК ЧКМ

Прорезная бляха с изображением трёхликой богини с головами птиц. VII-VIII вв., из фондов ГКБУК ЧКМ.

Удивительны и образы танцующих на ящере человеколосей, «встроенных» в створчатую арку стволов, образующих законченную композицию. Встречаются и сочетание человека с человеколосями, «обрамляющими», как бы оберегающими его.

Неслучайно и количество элементов – 3, 4, 7 – универсальные, сакральные числа в мировой культуре, восходящие как к астрономическим явлениям, так и к эстетическому чувству мастера.

Замечательными примерами сложной культовой пластики пермского звериного стиля VII-VIII веков являются случайные находки, сделанные в начале XX века в Слободе, Тимшере и Кургане (Чердынский район).

Эти прорезные бляхи представляют собой сложный сюжет космогонического мифа. На одной из пластин – изображение крылатой трёхликой богини, которая стоит на ящере. На каждом лике богини по грифону, а на лбу – солярные знаки. На другой пластине – богиня, стоящая на двухголовом хищном животном в окружении лосиных голов и фантастических птиц. Венчают композицию пять маленьких личин.

Изображение богини в окружении людей, VIII в.,из фондов ГКБУК ЧКМ

Изображение богини в окружении людей, VIII в.,из фондов ГКБУК ЧКМ.

Мы встречаем также образы крылатых богинь, богинь в окружении людей, что отражает сложность отношений человека с нижним и верхним мирами, их многообразие.

Интерес к этим сложноорганизованным и мастерски отлитым «чудским богам» не исчезает и сегодня, учёные пытаются понять содержание этих «посланий», расшифровать мифологические представления обитателей средневекового Прикамья. В. А. Оборин полагал, что в образе богинь с блях чердынских кладов мастер мог воплощать образ Золотой Бабы – древнейший образ, которому поклонялись народы, жившие по обеим сторонам Северного Урала и Западной Сибири. Л. В. Чижова увидела в этих образах богинь – женщин-вождей, при необходимости становившихся служителями культа. В целом же, к толкованию образов обращаются сегодня как историки и искусствоведы, так и философы, культурологи, психологи. Споры и дискуссии о Пермском зверином стиле не утихают и сегодня, и множество открытий ещё впереди.

Судьба частных коллекций, собранных в XIX и начале XX-ого веков, удивительна и порою печальна. В советское время, после национализации предметов искусства и старины, собрания оказались в фондах различных отечественных музеев, часть произведений древних мастеров оказалась за границей.

Публикации собраний и экспозиции коллекций Пермского звериного стиля открыли широкой публике загадочный мир мифологической и художественной культуры Прикамья, стали материалом для творческого осмысления современности. В этом отразилась не только историческая ценность культового литья, но и его несомненная художественная ценность.

В своей сердцевине, сакральной глубине, искусство есть форма творческого отражения реальности, отражения мира природы и человеческой культуры в многообразии их форм и ситуаций. Но отражение не фотографическое, не механическая «копия», повторение увиденного или услышанного, – отражение, пропущенное сквозь горнила художественного воображения автора, через его творческое ощущение мира и запечатлённое при помощи конкретных средств художественной выразительности в произведении.

Форма, стилистика и образы Пермского звериного стиля глубоко затронули воображение художников рубежа XIX-XX веков. Целостность, насыщенная таинственность древних «чудских богов» и «образков», композиционные решения откликнулись в сердцах мастеров эпохи модерна. Продолжают откликаться и сегодня.

Следует отметить, что модерн приносит с собой новую эстетическую систему, расширяет чувственное восприятие художника и зрителя, привыкших к узким рамкам нормативной эстетики Нового времени. Модерн предлагает новое понимание красоты и художественности, неслучайно, что это время и открытия художественных качеств иконописи, и эксперименты с музыкальной формой, а позднее – стремительное развитие игрового кино.

Продиктованные острым чувством близости природы, скрупулезным вниманием к ландшафту – плавным руслам рек, грядам гор, щетине лесов и их обитателей, прошедшие через бурное воображение мастера (всматривающегося в нижний и верхний миры как в свой собственный, человеческий), линии и формы культового литья столь близки флориальным, растительным, орнаментам модерна с его фантазией и мечтой о Мифе, что кажется, будто бляхи созданы не в VII веке, но в начале XX-го.

Объединяет и вдохновляет это древнее искусство не только формой, но и содержанием, мировоззрением, поскольку социальные и художественные революции начала XX века поставили перед обществом множество вопросов – о человеке, мире, реальности как таковой. «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?» – гласит имя одной из картин Гогена. Поиск своего места в мире непрост, один из путей – это погружение в старину и миф, в непосредственное, детское восприятие реальности, обращение к корням. И сегодня мы находимся в этом поиске.

Образы и сюжеты, эстетические решения, найденные древними мастерами для выражения полноты и законченности мира и мифа в металлопластике, для современного художника являются ценнейшим кладом уже не только в историческом смысле, но и в творческом.

Н. К. Рерих. Проекты стульев и кресел на основе образцов Пермского звериного стиля (1899)

Н. К. Рерих. Проекты стульев и кресел на основе образцов Пермского звериного стиля (1899).

В начале XX века к этим образам обращается замечательный художник и мыслитель Н. К. Рерих. Работая с альбомами, общаясь с историками и искусствоведами, Николай Константинович отмечает высокие эстетические качества чудских предметов. Ведомый таинственной художественной волей, он разрабатывает ряд проектов мебели (стульев и кресел, люлек, шкафов и ящиков), где использует образы Пермского звериного стиля. Обращается он к ним и в своей театральной декораторской деятельности, и, конечно, как живописец. Так органично близка ему плавность линий, чувство живой старины, да и сам космогонический миф, разлитый в природе.

Неудивительно, что интерес к формам «образков» испытывают сегодня и ювелиры, особым образом ощущающие характер металла, своеобразие техники, органичность сюжета. Они как бы продолжают дело древних мастеров.

Примеры использования образов Пермского звериного стиля в ювелирных изделиях

Примеры использования образов Пермского звериного стиля в ювелирных изделиях.

Органично входят образы Пермского звериного стиля и в систему изобразительных искусств, особенно – графику. Монохромные или же выполненные в лаконичных цветах эстампы впечатляют своей «монументальностью» – не размером, но временем, или же – вечностью. Медведь в жертвенной позе, человеколось и другие образы, проступая сквозь фон листа, как бы обращаются к зрителю, несут весть, которую нужно расслышать и понять.

Линогравюра (лист № 7) А. Зырянова из серии “Пермский звериный стиль” (1970-80 гг.)

Линогравюра (лист № 7) А. Зырянова из серии “Пермский звериный стиль” (1970-80 гг.).

Образы Пермского звериного стиля и прикамские мифологические сюжеты можно обнаружить сегодня и в драматургическом искусстве. Не так давно Наталией Шостиной (KAMWA) и театром Мимикрия был поставлен мультимедийный спектакль «Чудо Чуди», сочетающий хореографическую пластику, саунд-арт и визуальные эффекты. По замыслу режиссёра, зритель должен отправиться в путешествие вне пространства и времени. Проводником зрителю служит чудской миф, запечатлённый в культовой пластике.

Сцена из мультимедийного спектакля “Чудо Чуди” (2022). фото авторов спектакля

Сцена из мультимедийного спектакля “Чудо Чуди” (2022). фото авторов спектакля.

Образы культового металлического литья северного Прикамья сегодня можно встретить и в архитектурном дизайне, в оформлении зданий. Вообще же образы и сюжеты эти стали своеобразным «брендом» Перми.

Образы Пермского звериного стиля в оформлении ЦУМа, Пермь

Образы Пермского звериного стиля в оформлении ЦУМа, Пермь.

Чердынский краеведческий музей им. А. С. Пушкина хранит интереснейшую коллекцию предметов Пермского звериного стиля. Почти вся она представлена в экспозиции Древняя металлопластика Чердынской земли в Выставочном зале музея. (г. Чердынь, Юргановская, 60). Здесь можно узнать об истории формирования коллекции, увидеть сами предметы древней металлопластики, а также – в интерактивной форме попробовать себя в роли первых собирателей и исследователей ПЗС. В 2021 году более ста предметов прошли археоминералогическое исследование, благодаря которому у нас есть данные химического состава каждого изделия. Благодаря этим данным мы смогли доказать, что местные жители вели активную торговлю с другими территориями, так как часть металлов, использованных в сплаве не присутствует на близлежащих территориях. Кто бы не изготовил эти предметы, а они продолжают вдохновлять на творчество и исследования многие годы и будет продолжать это делать.

Автор: к. филос. н., научный сотрудник Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина, Николай Александрович Мусеев


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности