Сатирические журналы начала XX века

В Чердынском музее в числе богатой коллекции редких книг хранятся уникальные старинные периодические печатные издания. В книжном хранилище можно найти ценные экземпляры газет, журналов и брошюр различных исторических периодов. В этой публикации мы расскажем о периодике начала прошлого столетия, относящейся к сатирической прессе.

Коллекция просто удивляет своим разнообразием: «Осколки», «Жупелъ», «Стрелы», «Вампир», «Заноза», «Гном», «Благой мат», «Зарево», «Спрут», «Поединок», «Осы», «Леший», «Скорпион», «Фискал», «Застрельщик», «Дятел», «Зеркало», «Назад», «Пулемёт», «Гвоздь» и прочее. Уже по самим названиям этой периодики можно судить о её содержании – это хлёсткая и колкая сатирическая пресса, под прицел которой преимущественно попадала власть.

Появлению большинства этих изданий в свет мы обязаны Манифесту от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка». Он стал одним из ключевых событий Первой русской революции 1905-1907 годов. Октябрьский манифест учреждал Государственную думу и предоставлял населению ряд политических прав и свобод, в том числе и свободу слова. Так, провозглашение свободы печати привело к значительному росту количества газет и журналов в царской России. Особо следует отметить сатирические издания, на страницах которых в своеобразной форме отразились ключевые события революции, борьба политических сил, смена общественных настроений. С помощью фельетонов, коротких рассказов, стихов, афоризмов, а также художники-карикатуристы привлекали внимание общественности к злободневным проблемам – чиновничьей бюрократии, произволу, казнокрадству, взяточничеству… Здесь высмеивались и власть имущие – министры, генералы, жандармы, представители различных политических течений и партий.

«Зритель» – еженедельный литературно-художественный сатирический журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1905, 1906 и 1908 годах. Можно сказать, что именно с него в России началось возрождение политической сатиры. Основателем этого журнала стал художник Юрий Арцыбушев. «Зритель» имел невероятный успех – первый номер, как и все последующие, расходились моментально.

Конечно, изначально «Зритель» занимал общедемократические позиции и большую часть его материалов составлял юмор, а не сатира. Однако отдельных остросатирических материалов оказалось достаточно, чтобы привлечь внимание цензуры. Некоторые номера журнала подвергались аресту, а 2 октября 1905 года его выпуск и вовсе был запрещён. Выпуск «Зрителя» был возобновлён 30 октября, после появления октябрьского манифеста, и его неподцензурные номера содержали больше открытых острых выпадов против властей. В декабре 1905 года «Зритель» был закрыт вторично. Издание самого «Зрителя» возобновлялось с перерывами, в общей сложности в свет вышли 39 номеров журнала.

Журнал политической сатиры «Жупелъ» также издавался в Санкт-Петербурге в 1905-1906 годах. Создателем и идейным вдохновителем проекта стал художник-карикатурист Зиновий Гржебин, занимавший пост главного редактора. Первый номер журнала вышел в свет 2 декабря 1905 года и был высоко оценён современниками. В нём были опубликованы рисунки Мстислава Добужинского «Октябрьская идиллия» и Валентина Серова «Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?»

Уже на следующий день после выхода первый номер «Жупела» был запрещён властями. Хотя и не вполне легальным путём, он пользовался спросом. Однако был закрыт цензурой после выхода третьего номера, после чего перевыпущен под названием «Адская почта». В нём публиковали карикатуры на видных чиновников.

Журнал «Стрелы» вышел в свет в октябре 1905 года.

Было выпущено всего девять номеров, три из них за 1906 год в последствии были конфискованы постановлением Петербургской судебной палаты и издание было прекращено. Чтобы привлечь читателей, редакция «Стрел» разместила на своих страницах конкурс политического и злободневного остроумия (шутки, анекдоты, парадоксы, эпиграммы и прочие блёстки юмора и сатиры). За первое место предусматривалась премия в размере 10 рублей, за второе – 5 рублей, за третье – 3 рубля. Для примера: годовая подписка на этот журнал стоила 3 рубля. Вознаграждение по тем временам составляло не такие уж и маленькие деньги. Насколько конкурс оказался востребованным, сегодня сложно судить: в тех номерах, которые хранятся в музее, увы, нет такой информации. Однако удивляет тот факт, что издание объявляло подписную кампанию, а это было очень смелым шагом.

Издателем журнала «Благой мат» был В.А. Ашкинази. Номер иллюстрировал художник Н.В. Ремизов (Ре-ми). На первой странице шесть рисунков Ре-ми, на одном из которых изображён вход в редакцию газеты «Русское государство», где устроена «Большая окончательная распродажа». Герои статей номера – традиционные для того периода Дурново, Витте и другие. Журнал был задержан за публикацию письма Е.С. Сазонова «Как я убил В.К. Плеве».

Основная масса журналов издавалась в центральных городах, но и периферия не отставала. В Екатеринбурге тоже выпускались сатирические журналы. Самый популярный из них – «Гном» – радовал уральцев с 1906 по 1907 год под почти пролетарским лозунгом: «Шутники и остряки всего Урала, соединяйтесь!» Был ещё один девиз, скорее приказ: «По воробьям из пушек не палить!» В архиве музея хранятся восемь номеров журнала, в № 3 под рубрикой «Телеграммы от собственных корреспондентов» можно встретить Чердынь. Про неё автор под псевдонимом «Пушкин» пишет: «Здесь идёт попойка: будет чем поживиться!» Что он имел ввиду? Предположительно речь идёт о пьянстве среди определённых слоёв населения.

А в № 4 внимание привлекают «Современные поговорки»: «Не было печали, так адмиралы накачали», «От хорошей жизни на баррикады не пойдёшь», «Как в правительстве аукнется, так в народе откликнется», «Не пойман – не вор, не арестован – не редактор!» Последняя как раз про то, что редакторы опальных журналов ходили по острию ножа.

В своей книге «Стихотворная сатира первой русской революции 1905-1907 годов» литературовед Александр Нинов написал, что только с 15 декабря 1905 года по 25 января 1906 года в городах России закрыли 78 изданий и арестовали 58 редакторов. Но, несмотря на запреты, сатирические журналы всё равно выходили – суды просто не успевали рассматривать скопившиеся «литературные дела».

Журналист Николай Шебуев – основатель журнала «Пулемёт», будучи в заключении, сочинил пародийное предостережение для коллег:

«Даровал свободу
Слова манифест.
На год, на два года
Садят под арест.
Требуют залога
Гласности кроты.
Подожди немного,
Посидишь и ты…»

Однако уже к концу 1906 года сатирические издания начали прекращать свою деятельность. Некоторые, не дожидаясь властей, закрывались сами. Содержание тех журналов, что ещё оставались на плаву, становилось скуднее. Публика брала их неохотно, и вскоре они тоже перестали выходить. Русская сатира на время замолчала. Впоследствии, в 1908 году, вместо бурного потока журналов возник одинокий «Сатирикон», принадлежащий уже новому периоду политической истории.

В создании многих сатирических журналов принимали участие известные русские писатели и художники, такие как А.М. Горький, А.И. Куприн, К.И. Чуковский, И.Я. Билибин, Е.М. Кустодиев и другие. Для многих писателей публикация в журналах становилась «пробой пера» и стартом в литературную деятельность. За годы Первой русской революции художники-карикатуристы и поэты-сатирики создали настоящие документы эпохи.

Основная часть вышеупомянутых журналов поступила в Чердынский музей в послевоенные годы в качестве дара от Алефтины Ивановны Никулиной, на что был составлен акт приёма в постоянное хранение № 160 от 26.02.1955 года. Они были переданы через сотрудника музея Анну Тимофеевну Коротких. Но вот вопрос: каким образом эти журналы попали в Чердынь, так и остаётся открытым. Возможно, они были привезены либерально настроенными гражданами и распространялись нелегально, чтобы не быть изъятыми правоохранителями.

Сатирическая пресса начала прошлого столетия, несмотря на неоднозначную оценку тогда происходящего в стране, сегодня представляет немалый исторический интерес, поскольку в ней отражено восприятие событий общероссийского масштаба глазами её современников.

Заинтересовала тема? Предлагаем подробно познакомиться с содержанием отдельных журналов.

Подготовила Светлана ВОЛОЖАНИНОВА, хранитель музейных предметов.

В подготовке публикации использованы материалы с сайта VATNIKSTAN («Познавательный проект о русскоязычной цивилизации») и Википедии.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности