До середины XIX века главными способами перевоза пассажиров и грузов были водные пути и различные повозки на конной тяге. В XIX – начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики. (Извозчик – наёмный экипаж с кучером, либо просто кучер наёмного экипажа).
Извозчики делились на две категории. Ломовые занимались перевозкой грузов, легковые – пассажиров. В городах преобладал в личных целях легковой извоз, и к нему городские думы предъявляли множество требований – от внешнего вида извозчика до мест «парковки».
Этот вид деятельности регламентировался специальным постановлением Чердынской Городской Думы для жителей города Чердыни по предметам городского благоустройства от 27 июня 1889 г. № 7 ст. 2: «О производстве извозчичьего промысла в городе Чердыни», с изменениями от 27 сентября 1889 г. № 9, ст. 10.

В соответствии с вышеуказанным постановлением к занятию извозным промыслом допускались лица, не моложе 17 лет и «судом не опороченные».
Разрешение на деятельность извозчиков вместе с металлическими знаками выдавалось Городской Управой за определённую плату. Извозчики должны были «прибивать один знак на видном месте экипажа, а ломовые извозчики на дуге, а другой знак должен висеть на ремне на шее» извозчика. Разрешение выдавалось при наличии у извозчиков здоровой лошади и исправного экипажа. Также «извозчики должны быть, по возможности, одеты прилично и быть всегда трезвыми».

Кроме того, устанавливались правила езды, стоянки экипажа и правила поведения извозчика, например:
“При езде извозчик должен держаться правой стороны. С седоком он должен ехать полной рысью, но не вскачь…», «Извозчики должны стоять в следующих местах: на торговой площади около часовни, по Соборному проулку около Полицейского Управления, … по Юргановской улице около дома, занимаемого Земской Управой…». «Извозчики не должны отходить от лошадей, спать в экипажах, заводить между собой ссору, драку и производить крик» и вообще не нарушать общественный порядок, «с пассажирами же должны обходиться вежливо и никаких грубостей им не причинять».
Оплата за извоз утверждалась Городской Управой, печатный экземпляр постановления всегда находился у извозчика и «в случае недоразумений с пассажирами предъявлять …»
Плата за извоз с одного седока | СУММА, коп. |
За час езды, во все дни, исключая Новый год, первый и второй дни Св. Пасхи и Рождества | 20 |
В Новый год, в первые два дня Св. Пасхи и Рождества Христова | 40 |
За провоз в один конец города | 10 |
За проезд с пароходной пристани | 30 |
ПРИМЕЧАНИЕ: «Во время сырной недели (масленицы) плата взимается по согласованию».
В пункте 15 Постановления указано, что извозчик должен везти бесплатно пассажира или груз, переданный ему Полицией, например «поднятого Полицией валяющегося на дороге пьяного заболевшего, ушибленного, скоропостижно умершего, вытащенного из воды и умопомешанного…», в случае пожарной тревоги по требованию «довезти бесплатно до места пожара, полицейских чинов, по их о том требованию».

За поступки или уклонение от правил виновные подвергались административным штрафам «в размере до одного рубля в пользу Городского управления». За нарушение правил более трёх раз виноватые извозчики лишались Городским Управлением права заниматься промыслом в течение одного года, выданные им металлические знаки отбирались, без возврата денег, полученных за них.
Возможно, в 1888 году знаки всех извозчиков были сданы в Городское Управление. Д.Н. Мамин-Сибиряк в путевых очерках «Старая Пермь» писал: «Самым бойким общественным местом в Чердыни служит клуб. Иду туда закусить и просмотреть новые газеты – извозчиков в Чердыни нет, поэтому приходится довольствоваться образом пешего хождения».
Подготовила Татьяна Габдрашитова, хранитель музейных предметов Чердынского музея.
Список использованной литературы:
- «Обязательные постановления для жителей города Чердыни по предметам городского благоустройства», Чердынская Городская Дума, 1914 г.;
- «Легковой извоз в Российской империи (вторая половина XIX -начало XX в.)» Л.А. Самарина, ГРНТИ 03.21.31: История России Нового времени;
- «Старая Пермь» Д.Н. Мамин-Сибиряк http://mamin-sibiryak.lit-info.ru/mamin-sibiryak/proza/rasskaz/staraya-perm.htm
- Фото ЧУЗУ из открытых источников.