Как работала служба извоза в Чердыни

До середины XIX века главными способами перевоза пассажиров и грузов были водные пути и различные повозки на конной тяге. В XIX – начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики. (Извозчик – наёмный экипаж с кучером, либо просто кучер наёмного экипажа).

Извозчики делились на две категории. Ломовые занимались перевозкой грузов, легковые – пассажиров. В городах преобладал в личных целях легковой извоз, и к нему городские думы предъявляли множество требований – от внешнего вида извозчика до мест «парковки».

Этот вид деятельности регламентировался специальным постановлением Чердынской Городской Думы для жителей города Чердыни по предметам городского благоустройства от 27 июня 1889 г. № 7 ст. 2: «О производстве извозчичьего промысла в городе Чердыни», с изменениями от 27 сентября 1889 г. № 9, ст. 10.

В соответствии с вышеуказанным постановлением к занятию извозным промыслом допускались лица, не моложе 17 лет и «судом не опороченные».

Разрешение на деятельность извозчиков вместе с металлическими знаками выдавалось Городской Управой за определённую плату. Извозчики должны были «прибивать один знак на видном месте экипажа, а ломовые извозчики на дуге, а другой знак должен висеть на ремне на шее» извозчика. Разрешение выдавалось при наличии у извозчиков здоровой лошади и исправного экипажа. Также «извозчики должны быть, по возможности, одеты прилично и быть всегда трезвыми».

Кроме того, устанавливались правила езды, стоянки экипажа и правила поведения извозчика, например:

“При езде извозчик должен держаться правой стороны. С седоком он должен ехать полной рысью, но не вскачь…», «Извозчики должны стоять в следующих местах: на торговой площади около часовни, по Соборному проулку около Полицейского Управления, … по Юргановской улице около дома, занимаемого Земской Управой…». «Извозчики не должны отходить от лошадей, спать в экипажах, заводить между собой ссору, драку и производить крик» и вообще не нарушать общественный порядок, «с пассажирами же должны обходиться вежливо и никаких грубостей им не причинять».

Оплата за извоз утверждалась Городской Управой, печатный экземпляр постановления всегда находился у извозчика и «в случае недоразумений с пассажирами предъявлять …»

Плата за извоз с одного седокаСУММА, коп.
За час езды, во все дни, исключая Новый год, первый и второй дни Св. Пасхи и Рождества20
В Новый год, в первые два дня Св. Пасхи и Рождества Христова40
За провоз в один конец города10
За проезд с пароходной пристани30

ПРИМЕЧАНИЕ: «Во время сырной недели (масленицы) плата взимается по согласованию».

В пункте 15 Постановления указано, что извозчик должен везти бесплатно пассажира или груз, переданный ему Полицией, например «поднятого Полицией валяющегося на дороге пьяного заболевшего, ушибленного, скоропостижно умершего, вытащенного из воды и умопомешанного…», в случае пожарной тревоги по требованию «довезти бесплатно до места пожара, полицейских чинов, по их о том требованию».

«Квартальный и извозчик» – рисунок и иллюстрация Павла Андреевича Федотова, созданная в 1849 году. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

За поступки или уклонение от правил виновные подвергались административным штрафам «в размере до одного рубля в пользу Городского управления». За нарушение правил более трёх раз виноватые извозчики лишались Городским Управлением права заниматься промыслом в течение одного года, выданные им металлические знаки отбирались, без возврата денег, полученных за них.

Возможно, в 1888 году знаки всех извозчиков были сданы в Городское Управление. Д.Н. Мамин-Сибиряк в путевых очерках «Старая Пермь» писал: «Самым бойким общественным местом в Чердыни служит клуб. Иду туда закусить и просмотреть новые газеты – извозчиков в Чердыни нет, поэтому приходится довольствоваться образом пешего хождения». 

Подготовила Татьяна Габдрашитова, хранитель музейных предметов (этнография).

В подготовке публикации использованы материалы:

  1. «Обязательные постановления для жителей города Чердыни по предметам городского благоустройства», Чердынская Городская Дума, 1914 г.;
  2. «Легковой извоз в Российской империи (вторая половина XIX -начало XX в.)»  Л.А. Самарина,  ГРНТИ 03.21.31: История России Нового времени;
  3. «Старая Пермь» Д.Н. Мамин-Сибиряк http://mamin-sibiryak.lit-info.ru/mamin-sibiryak/proza/rasskaz/staraya-perm.htm
  4. Фото ЧУЗУ из открытых источников.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности