Мажариновы: история одной семьи в творческой жизни Чердыни

Семья Аркадия Андреевича Мажаринова внесла огромный вклад в развитие культуры в Чердыни в годы революции и становления советской власти. В этой публикации мне хочется рассказать о жизни и судьбе человека, который в 20 лет оставил родную семью и, как ему тогда казалось, «дело всей его жизни».

В 1908 году Аркадий Андреевич переезжает на север Прикамья, в Чердынь. Здесь он работает, встречает свою любовь и создает семью. Переживает революцию, Первую Гражданскую войну, Великую Отечественную войну. Но никогда не перестает заниматься творчеством: играть на сцене, писать пьесы и музыку, фотографировать.

Родился Аркадий Андреевич 30 ноября 1888 года в городе Пермь в крестьянской семье. Отец Андрей Григорьевич Мажаринов, крестьянин Казанской губернии и уезда Арской волости деревни Тюбяк. Мать Екатерина Васильевна Мажаринова (в девичестве Белоусова) тоже крестьянка, только из Рязанской губернии. Сколько было братьев или сестёр у Аркадия Мажаринова, неизвестно. Как он упоминает в автобиографии, у него был брат старше его на два года (имя не указывает). Он умер, проучившись один год в начальной школе. И Аркадий почувствовал себя одиноким в семье, хотя был уже большой, на столько была сильной их духовная связь. Следующий его брат был моложе Аркадия на четыре года.

Увлечение сценой началось с 15-ти летнего возраста. Он учился фотографии и параллельно вместе со своими товарищами играл роли клоунов, петрушек и так называемые «пантомимы с разговором», которые он видел в цирках и балаганах, небольшие кукольные спектакли. После того, как клоуны и петрушки им изрядно поднадоели, они стали мечтать о театральных постановках на сцене, что уже требовало более серьёзной подготовки. Имевшийся художественный вкус у Аркадия Мажаринова помог ему в изготовлении декораций. Так стали появляться на свет одноактовые постановки водевилей и более длинные комедии, преимущественно весёлого жанра, а иногда с конкретными отделениями.

В 1905 году 17-летнему парнишке предложили поехать на завод в Лысьву на более выгодных условиях, чем в Перми, заниматься фотографией. А ещё через полгода Аркадий Мажаринов попал в Усолье, там он проработал до августа 1908 года. Аркадий Андреевич вспоминает: «…откуда пригласил меня к себе в Чердынь владелец благоустроенной фотографии, любитель. Предложив самостоятельное ведение дела на еще более выгодных условиях, так как лично он сам, вести это дело без профессиональных знаний не может. Этот мой третий и последний переезд, особенно мне памятен, и умолчать о котором я не могу, не остановившись на нём подробнее». Именно в 1908 году по приглашению Виктора Генриховича Бортновского (учитель с революционными взглядами, из дворянской семьи) он совершит свой третий и окончательный переезд – на север Прикамья, в Чердынь.

Всё это время творчество Аркадия не отпускает, он играет в театральных постановках в Лысьве, Усолье и Чердыни. Драматический любительский кружок при местном клубе общества «Семейных вечеров» состоял из местной интеллигенции, разделённой на две антипатично настроенных друг к другу группы. Одна – высшая аристократия или «сливки общества», другая интеллигенция из мелкого чиновничества, учительства и даже ремесленников, к которой принадлежал Аркадий Андреевич. «Если в пьесе участвует представители обеих групп, то, конечно, главные и лучшие роли даются высшей группе. И вполне понятно, разве они унизятся до того, чтоб сыграть лакея ли горничную. Такое местничество, конечно, обидно даже для меня, всегда видевшего в ролях одну лишь разницу, что крупные и большие роли требуют большей работы и внимания нежели мелкие. Но как я всегда был счастлив, если мне своей мелкой ролью удавалось вызвать у зрителя большее впечатление, нежели большая роль, бледно сыгранная каким-нибудь выскочкой из верхов. Заезжали в Чердынь и профессионалы: артисты трупами и в одиночку. Надо дать им справедливость – они бывали милостивые к моей способности. Так, например, в одной труппе, хотя и был свой Лука в пьесе «На дне», но дали эту роль мне, найдя, что я в ней буду лучше их Луки», – вспоминал Мажаринов.

LEAD Technologies Inc. V1.01

В 1917 году в стране практически друг за другом происходят сразу две революции, на тот момент тогда ещё Российская империя уже три года воевала на фронтах Первой мировой.  Чтобы хоть как-то поддержать народ, чтобы тот не падал духом, ведь в это время из Чердынского уезда было призвано много молодых мальчишек, театральные постановки продолжались, хоть и на много меньше. Сам Аркадий тоже стал меньше участвовать в художественной самодеятельности, за сезон 1917-1918 гг. сыграл всего в двух спектаклях. На тот момент любителей играть спектакли, как «ветром сдуло»: кто бежал от революции, кто примкнул к ней, а кто просто затаился и плыл по течению событий, происходящих в стране. И тогда один из жителей города по фамилии Михайлов предложил А.А. Мажаринову выступить перед зрителями с предложением о создании самодеятельного кружка, что он и сделал. Отклика у народа не нашёл и предложил концерт-экспромт, где любой желающий сможет выступить с чем ему пожелается. После концерта он приглядел себе парочку артистов, которые в дальнейшем принимали участие в его театральных постановках.

Параллельно с творчеством Аркадий Андреевич преподавал в женской гимназии и мужском приходском училище уроки музыки. В архиве Чердынского музея есть групповые фотографии, среди которых есть снимок учащихся мужского приходского училища, где в центре сидит Николай Петрович Алин и рядом с ним по правую руку Аркадий Андреевич Мажаринов. А на другом снимке, который подписан так: «Учителя, 2 сентября 1912 год», Аркадий Андреевич в окружении учителей гимназии и мужского училища.

С установлением советской власти жизнь стала приходить в себя. Творчество плотно вошло в жизнь Аркадия. К Аркадию Андреевичу мы еще вернемся, сейчас бы хотелось рассказать о его супруге Августе Дмитриевне Мажариновой, в девичестве Любимовой.

Родилась Августа Дмитриевна 11 ноября 1894 года в селе Кольчуг, у неё было три сестры и один брат. Отец был псаломщиком при местной церкви, мама домохозяйка.  Училась Августа хорошо, о чём свидетельствуют ведомости успеваемости учениц гимназии за 1908 год. Августа Любимова окончила полный курс Чердынской женской гимназии со званием домашней наставницы по русскому языку. В январе 1917 года Августа уже по фамилии Мажаринова принимается на должность классной надзирательницы в Чердынскую женскую гимназию с окладом 300 рублей. В годы советской власти, с 1930 по 1935 год, работает в детской комиссии при Райисполкоме.  С 1935 по 1950 годы – фотограф Чердынской разнопромартели имени 4-го съезда совета. Одновременно с трудовой деятельностью на протяжении 40 лет проводила общественную и бесплатную выборную работу «по зову сердца». В личном деле, что хранится в Чердынском краеведческом музее, в личной карточке Августы Дмитриевны есть запись: «Организовала хор пенсионеров, сама пела в хоре, декламировала, играла в пьесах, гримировала, участвовала в более 100 концертах пенсионеров в Чердыни и районе, а также принимала участие и в художественной самодеятельности РДК, ездила 8 раз на смотр самодеятельности в область. Частично принимала участие в постановках в 1919 году в первом красногвардейском клубе, затем работала вместе с мужем-режиссером, организатором, имела личный знак участника всероссийского хорового общества». Возможно, Аркадий и Августа познакомились, когда ученицы женской гимназии посещали театральные постановки, в которых играл и Аркадий Андреевич. В метрической книге Чердынской Богоявленской церкви есть запись, свидетельствующая о том, что 21 августа 1915 года Августа Любимова и Аркадий Мажаринов вступили в законный брак.

Их семейный и творческий союз внёс огромный вклад в развитие художественной самодеятельности города и района. Пережить революцию, Первую мировую войну, Великую Отечественную и всегда оставаться людьми творческими, поднимать общественный дух и давать людям надежду в завтрашнем дне. С таким же отношением к жизни семья Мажариновых воспитывала и своих детей: Георгия и Валерия (1916 г.р.) и Владимира (1922 г.р.). Валерий занимался фотографией, Георгий, хоть и имел душевную болезнь, учился в музыкальном педагогическом техникуме Молотовской области. Владимир, как и отец, играл на музыкальных инструментах: мандолине, аккордеоне, пел и сочинял музыку. В 1941 году трое сыновей были призваны в ряды Советской Армии. Валерий и Григорий погибли на фронте. Владимир вернулся. Он попал на флот, не только боролся с врагом, но и поднимал командный дух своими песнями и игрой на музыкальных инструментах.

После войны творческая деятельность Владимира продолжалась. Он остался жить в Мурманске, но в 1949 году семья Владимира переезжает в Чердынь, тогда у него и его жены Юлии была дочь – Светлана. В Чердыни на свет появляются два сына: Юрий и Александр. Владимир Аркадьевич некоторое время работал в школе № 1 имени А.И. Спирина, преподавал пение. Спустя 10 лет Владимир с семьёй вернулись в Мурманск. В деле Владимира Аркадьевича много наградных документов, есть сборники с его песнями и музыкой. Из писем родителям, что он писал с фронта и после войны, можно сделать вывод, что Владимир любил, уважал и ценил своих папу и маму.

Семью Мажариновых смело можно назвать творческой. Аркадий Андреевич до революции и после занимался фотографией, художественной самодеятельностью, играл на мандолине и аккордеоне. Августа Дмитриевна играла в театральных постановках мужа. В советские годы была редактором стенгазет и тоже участвовала в художественной самодеятельности. В настоящее время в Мурманске живёт дочь Владимира Аркадьевича Светлана с детьми и внуками.

Совсем недавно в архивах музея мне попалась информация о том, что Аркадий Андреевич был тесно связан с Ильёй Алексеевичем Лунеговым. Из воспоминаний Лунегова:

«3 января 1951 года Чердынский районный Дом культуры был переполнен трудящимися города. В этот вечер отмечались заслуги Мажаринова Аркадия Андреевича – участника художественной самодеятельности на протяжении полувековой деятельности. Местные организации поручили мне выступить на этом вечере с докладом о жизни и работе Аркадия Андреевича. Я принял такое поручение, тем более, я знал товарища Мажаринова давным-давно. К примеру, запомнился мне такой эпизод: в помещении парт-проф-клуба в 1924 г. Аркадий Андреевич играл на сцене такую роль, по ходу которой он должен был повеситься. И так артистически умело была выполнена им эта трагическая сцена, что жена его, находящаяся в зрительном зале, Августа Дмитриевна упала в глубокий обморок, рядом сидящий со мной охотник Иван Иванович Попов из д. Ручиба, впервые в жизни пошел со мной на спектакль и увидев событие на сцене, сорвался с места и бегом побежал спасать удавленника.  Я только-только успел схватить за подол его полушубка и водворить на место. Его волнению не было предела. Публика замерла. На сцене удавленник. В зале жена Мажаринова без сознания. Охотник Попов своим действием показал неожиданный номер. Когда все это улеглось, успокоилось, долго вспоминали этот случай, те, кто был зрителем этого необычного спектакля».

Удивительно, как может сложиться жизнь человека, несмотря на революции, войны и иные события, происходившие в стране. Но если у тебя есть талант, есть желание дарить людям радость, ты это делаешь. И не важно, заметят тебя, оценят твое творчество и работу. Главное, ты делаешь то, что может приносить людям радость и нравиться им. А Мажариновых в Чердыни многие помнят до сих пор, и в семейных альбомах, вероятнее всего, есть фотографии, сделанные Андреем Аркадьевичем.

 Подготовила Марина Ведерникова, менеджер по маркетинговым коммуникациям.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности