Жизнь и быт крестьян Чердынского уезда в конце XIX века

В 1883 году, 140 лет назад, в г. Перми вышел труд земского врача М.М. Чашницкого «Материалы к исследованию Чердынского уезда в медико-статистическом и санитарном отношениях». В книге подробно описаны особенности бытовой жизни крестьян, проживающих в Чердынском уезде. Автор повествует о тяжёлой ноше деревенских жителей, чья жизнедеятельность была связана только с одним — выживанием.

В этой публикации мы представим наблюдения доктора Чашницского, который заведовал первым врачебным участком с 1875 по 1881 годы. Как пишет автор, Чердынское земство организовала медицину таким образом: уезд был разделён на два врачебных участка. Восточная часть по р. Кама составляла первый участок, западная часть, или так называемый закамский край, – второй участок. «Хотя такое деление последовало ещё в 1874 г., врачом для второго участка земству удалось заручиться только в 1877 году, но на следующий год врач уехал на войну и на его место приступил другой врач. Был приглашен третий врач. Таким образом, с 1881 года в уезде было три земских врача. Двое из них заведовали участками, третий же – городской больницей и оказывал медицинскую помощь больным. Место жительства врача первого участка было с. Вильгорт, где находилась больница на 8 кроватей. Для врача второго участка – с. Юксеево (ныне Кочёвский район — прим. авт.) с больницею на 12 кроватей. В каждом участке имеются фельдшера, которые тоже распределены по участкам. В первый входили фельдшерские участки: Вильгорт, Ныроб, Верх-Язьва, Мошево, Пянтег и Бондюг. Фельдшера большею частью заканчивали курсы фельдшерских школ в Москве или Казани. Каждый фельдшер имеет у себя аптечку, наполняемую по мере надобности из земской городской аптеки. Лекарства все отпускаются бесплатно».

Перед тем, как приступить к представлению итогов своего исследования, врач представил Чердынский уезд с географической и экономической точек зрения. «Благодаря своему географическому положению, а также климатическим условиям, уезд очень беден растительностью. Деревья, поля и луга покрываются зеленью только в конце мая. Из хлебных растений в уезде сеют рожь, ярицу, ячмень и овёс. Огородных растений сеют мало и то не везде. Самые любимые овощи крестьян — это репа, редька и лук. Кроме того, разводят брюкву, морковь и картофель, последнюю в количестве очень ограниченном и не соответствующим её полезности в деревнях, более отдалённых от города и на севере, и вовсе не сеют по каким-то предрассудкам. Капуста садится тоже почти исключительно в Чердыни, где ею запасаются крестьяне окрестных деревень.

В лесах много ягод и грибов. Из царства животных в лесах живёт бурый медведь, приносящий много вреда хозяйству крестьян уничтожением коров и лошадей. Для поощрения охотников к уничтожению столь вредного хищника земство назначило премию за каждого убитого медведа по 5 рублей серебром. Волки появляются по временам из соседних уездов. Лисица живёт в северных и восточных местностях. Шкурки их довольно высоко ценятся. Куница, соболь и горностай в небольшом количестве. Соболь ценится не высоко. В небольшом количестве находится олень, по Вишере водится лось. Много белых зайцев и белок. Мех беличий не высоко ценится. Добыча зайцев большею частию производится в зимнее время ловушками. Мясо их не употребляется крестьянами, а идёт в дело только шкурка, цена на неё — до 25 копеек — достаточно высокая. Водится бурундук. Из птиц – рябчик, который большими партиями отправляется местными купцами в столицы и многолюдные города Росси. Чердынские купцы до полумиллиона пар рябчиков доставляю в Москву и Петербург. Кроме того, здесь много тетеревов, белых куропаток, глухарей, диких уток. Реки изобилуют рыбою. Из них самые ценные – стерлядь и нельма, много хариуса, налимов, лещей, щук и других пород. Из домашних животных разводят лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Все эти животные чрезвычайно мелки по причине плохого ухода. Вообще, развитие скотоводства в уезде благодаря климатическим условиям, затруднительно. Хозяева должны запасаться кормами на восемь месяцев в году, остальное время животные могут питаться подножным кормом и то весьма скудным. Из-за недостатка сена многие кормят скотинку соломой, а то и осиновой корой. Это крайнее средство для сохранения животных от голодной смерти. При недостаточном количестве рогатого скота наблюдается недостаток молока, что отражается на детях. Ребёнок, питающийся несвойственно его организму пищей, подвергается заболеваниям желудочно-кишечного канала. И эта первая причина громадной детской смертности. Из домашних птиц крестьяне держат в небольших количествах куриц, изредка гусей, уток и индеек».

По сведениям земской управы, в 1879 году в Чердынском уезде проживало 36 448 человек мужского пола и 38 144 — женского, всего 74 592. В первом врачебном участке числилось 41 899 человек. «По народностям жители распадаются на русских, пермяков, зырян и вогул. По вероисповеданию население православное, есть много старообрядцев, называемых по-местному кержаками (это объясняет то, что некоторые крестьяне не употребляли в пищу зайцев, — прим. авт). Жители уезда малорослы, в особенности пермяки, худощавы, но довольно крепкого телосложения, форма головы угловатая, лоб низкий, глаза малые, серые, рот широкий, зубы редкие, волосы русые. Они неопрятны, ленивы, злопамятны». Как продолжает Чашницкий, сёла и деревни уезда были застроены без всякого плана и порядка. Люди строились как попало и где им удобнее, вследствие чего в каждой деревне было столько улиц и проулков, сколько домов. Крестьяне уезда не садили около домов деревьев, хотя строительный устав и предписывал посадку деревьев, но правило это не соблюдалось. Там, где деревня находилась вдали от реки, было несколько колодцев, которые в большинстве своём содержались неопрятно и были засорены. «В некоторых местах есть обыкновение закрывать колодцы досками, а затем землёй, таким образом, лишают воду доступа света и воздуха. Благодаря местному суеверию, если в колодец попадёт мышь или какое-либо мелкое животное, колодец считается загрязнённым, по их выражению, загаженным. Для его очистки крестьяне зовут священника и служат молебен».

«Дома строятся из елового лесу, в избах есть русская печка, которая занимает почти четверть избы, над входом, между печкой и стеною – полати, рядом с печкой – вход в голбец или подвал, где хранятся съестные припасы. Кругом стен деревянные лавки, а в переднем углу, напротив входа, большой стол и за ним божница. Здесь живёт вся семья крестьянина. В другой половине, так называемой белой, никто не живёт, она почти никогда не отапливается и служит в большинстве случаев только лишь складом для ящиков, одежды и тому подобных вещей.У зажиточных и богатых крестьян дома более удобны и просторны, с комфортом, у бедных – малы, они состоят из одной избы, в которую вход прямо с крыльца, закрытый от ветру и непогоды приставленными к крыше наклонно жердями. Из сеней другая дверь ведёт в скотный двор. Во время сильных морозов крестьяне держат мелких животных в избе: молодых телят, ягнят, свиней и т.п. При том, частью по привычке, а ещё боле по недостатку кирпича, избы курные без дымоотводных труб, так что во время топки печи для удаления из дому дыма приходится отпирать двери и окна несмотря на мороз. При таких условиях понятно, что опрятность и чистота воздуха в избе крестьянина немыслима и что постоянная вонь, дым, а в особенности резкие перемены температуры не могут не производить вредного влияния на здоровье обитателей таких хижин. У печки обыкновенно стоит столб, на который опираются полати, в него вбит гвоздь, на котором висит рукомойник. Под умывальником стоит лоханка, в которую бросают все отброски пищи, которые в конце дня отдаются коровам. Опрятности в избах нет, полы очень редко моются, выметают избы не каждый день, кухонная посуда держится грязно — обыкновенно всё моется только тогда, когда идёт в употребление.

 

В летнее время, когда большую часть времени семейство крестьянина проводит в поле на работе, в избах воздух ещё сносный, но в зимнее время воздух крайне тяжёлый и испорчен, и тут можно отличить запах мочи и всякого рода испражнений, как детских, так и мелких животных. Из насекомых избы изобилуют тараканами и клопами. От тараканов крестьяне избавляются вымораживанием, то есть всё семейство крестьянина перебирается зимой на две-три недели в дом соседа, отпирает двери и окна и таким образом, от холода тараканы погибают.

Одежду крестьяне носят по средствам. Бельё состоит из толстого холста, иногда окрашенного в синий цвет. Большею частью оно грязное, меняют его очень редко. Чистое бельё можно видеть только в праздничные дни. В большие праздники на крестьянах можно видеть и ситцевые рубахи. Платье верхнее носится несколько лет, пока совсем не износится. Затем изношенные остатки идут на переделку младшим членам семьи. Когда платье делается ни к чему негодным, то употребляют его вместо подушки. На ногах носят лапти или кожаные коты, бахилы, зимой валенки. Женщины носят одежу из того же материала, что и мужчины. На голове замужние женщины носят кокошник треугольной формы, девицы повязывают голову платком.

Пища крестьян скудная и преимущественно растительная. Можно сказать, что крестьяне исключительно питаются хлебом из ржаной и ячменной муки. Едят редьку или лук с квасом, солёные грибы, репу парёную, похлёбку из ячменных круп, летом губницу (суп из свежих грибов). Рыбные и мясные кушанья приготовляются только к празднику. Осенью пища всегда более питательная, чем в остальное время года. Крестьянину чаще приходится питаться мясом, так как в это время делается убой лишнего скота. Для питья употребляется русский квас или же брага, изготовленная из овсяной муки. В праздники крестьяне угощаются довольно хмельным пивом и водкой. Общественная жизнь между крестьянами мало развита – редки у них дружеские посещения для бесед, чтобы потолковать о своих делах, собираются же исключительно по праздникам и то только для того, чтобы попировать, причём редко обходится без драки. По собранным земским врачом сведениям, водки из складов г. Чердыни в первом врачебном участке продаётся от 18 до 20 тысяч ведер.

Семейная жизнь крестьянина очень непривлекательна. Жена находится в полном подчинении у мужа наравне с другими членами семейства: она не имеет ни своей воли, ни права голоса, на ней лежит всё бремя домашнего хозяйства и забота о детях, а за всё это ей достаётся грубое обращение и нередкие побои подвыпившего мужа. Положение её ухудшается и тем, что она по недостатку коров вынуждена собственной грудью кормить ребёнка продолжительное время – до двух лет и более, отчего все они кажутся крайне истощёнными и слаборазвитыми.

Ребёнок, кормимый грудью столь продолжительное время, не остаётся на одной груди, его начинают прикармливать очень рано, и ребёнок, ещё не достигший годовалого возраста, уже кормится пищей, что едят взрослые, таким образом, подвергает свой желудок грубой и малопитательной пищей, и неудивительно, что в быту крестьян так часты заболевания желудочно-кишечного канала. Как только ребёнок родился и стал кричать, с тех пор ему постоянно дают соску, с которой он не расстаётся до двух лет. Кроме соски употребляют так называемую тюрьку, которая состоит вначале из кренделей или же пшеничного белого хлеба, а как только подрастёт несколько, то переходят и к чёрному хлебу. Бедные же начинают прикармливать сразу из чёрного хлеба. Обыкновенно начинается прикармливание коровьим молоком с конца второго и начала третьего месяца. Тюрька разжёвывается женщиной или старухой, которая ухаживает за ребёнком. А это источник передачи заразных болезней, таких как сифилис.

Соска делается из коровьей соски, которая прикрепляется к рожку из рога домашней скотины. Соска почти никогда не выходит изо рта ребёнка. Она редко вымывается, чаще всего закисает и молоко свёртывается, так что нередко вся соска наполняется творогом. Само собой разумеется, что, пройдя через кислую среду, молоко поступает в желудок уже не свежим, вот первая причина детских поносов и страшной детской смертности моложе года. Детей содержат неопрятно – в большинстве случаев в люльке постелью служит никуда не годное бельё; одежда на детях почти всегда грязная. Дети спят вместе, под одним покрывалом, и здоровые, и больные. Вообще, крестьяне относятся равнодушно к болезням – не имеют понятия о прилипчивости и заразительности их, а сваливают всё на волю Божию.

Болезни, с которыми обращаются крестьяне, распределяются таким образом: самое большое число – это всевозможные формы ревматизма. Страдания эти чрезвычайно упорны и продолжительны благодаря условиям, в которых живут крестьяне. Как не хворать при таких условиях: зима с 35 мороза – окна одинарные, кое-как приставленные, везде дует, одежда плохая. Тут лекарствами ничего сделать нельзя. Вся Вишера представляет одну картину: приезжает земский врач или фельдшер в деревню – все буквально бегут к нему с просьбой помочь им чем-нибудь от страшных болей, не дающих покоя ни днём, ни ночью. Указание на причину страдания бесполезно, потом что ответ всегда один: «где же взять, когда у нас достатка нет, а нет ли чего такого выпить или помазаться, чтобы не ломило». Тут врач является совсем бессильным и ничем горю не может помочь.Второе место за ревматизмом занимают накожные страдания и из них чесотка играет самую видную роль. Чесотка настолько распространена, что в некоторых деревнях она почти не выводится, несмотря на огромное количество уничтожаемой серной мази. Болезнь эта обуславливается и поддерживается благодаря крайнему неряшеству и нечистоплотности крестьян.Затем идут страдания дыхательного снаряда. Там, где дома плохо устроены, осенью и зимой кашляют все поголовно, и очень многие, не дожившие и 40 лет, страдают эмфиземою лёгких в высокой степени.Наравне с поражением дыхательных органов идёт страдание желудочно-кишечного канала. Хроническая форма катарра желудка – явление постоянное и очень частое. Очень естественно, что с пищей, какою питается крестьянин, трудно желудку справиться и переварить.Далее идёт страдание глаз различными формами воспаления. Причины в большинстве случаев – курные избы и та же нечистоплотность. Видное место в числе болезней занимает перемежающаяся лихорадка с различными типами. Крестьяне называют её низовою. Часто крестьяне, отправляющиеся на сплав по Каме на Волгу, возвращаются м перемежающейся лихорадкою, то и говорят «захворать внизу по течению», то есть низовою болезнью.

Бытует и сифилис, он был развит в первом участке довольно сильно. В некоторых деревнях были заражены целые семейства, а потому в 1875-77 годах были открываемы временные лечебницы. Вначале крестьяне крайне неохотно поступали в лечебницы, но в последствии убедившись, что лечение приносит пользу, стали охотнее поступать. По всей вероятности, сифилис заносится в Чердынский уезд приходящими рабочими из других местностей европейской России. На постройку барж много народу собирается пришлого с разных мест.

В Чердынском уезде существует болезнь, известная под названием зоба. Болезнь эта развивается благодаря местным условия и называется эпидемическою. Выражается опухолью щитовидной железы и имеет хроническое течение. Больных этою болезнью обращалось ко мне более 400 человек. За советом являются большей частью женщины, а в особенности девицы, дорожащие своею красотой. Мужчины же вовсе от зоба не лечатся, а молодые люди, подлежащие отбытию воинской повинности, зная, что незначительной величины зоб служи препятствием для приёма в военную службу, даже радуются этому безобразию.

Остаётся сказать несколько слов о поносе, который очень часто поражает жителей в летнее время, особенно детей. Между причинами, вызывающими детские поносы, первое место занимает дурной уход за детьми, затем несообразная с детским возрастом пища. Вот главные источники заболевания. При разборе детской смертности я сравнил смертность в Чердыни и деревне – и тут хорошо видно, что смертность детей ниже в городе благодаря лучшему за ними уходу. Таким образом, становится ясно, что забота и уход за детьми играют весьма важную роль. В быту крестьянина, когда рабочая пора спешная, дорожат каждым часом, чтобы иметь возможность поспеть с работой, смотреть за детьми некогда. Мера, самая рациональная и самая необходимая для Чердынского уезда, чтобы уменьшить детскую смертность, это устройство колыбелен (яслей – прим. авт.). Мера эта уже давно практикуется в Царстве Польском и приносит видимую громадную пользу. В нынешнем году генерал-губернатор распорядился распространить колыбельни по всем губерниям края. Мера принесла бы громадную пользу и была бы большим благодеянием для деревни».

Как можно видеть, жизнь крестьянина Чердынского уезда была далеко не радужной. Её качество, кроме бедности населения, усугублялось низкой санитарной культурой и социальной ответственностью, малограмотностью и сильными суевериями.

Подготовила Светлана Воложанинова, хранитель музейных предметов.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности