Формирование коллекции пермского звериного стиля в Чердынском краеведческом музее им. А.С. Пушкина пришлось на период 1899–1985 гг. Значительный вклад в изучение коллекции внесли: лесничий графа Строганова Ф.А. Теплоухов (1845–1905 гг.), директор Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина И.А. Лунегов (1900–1994 гг.), историк и археолог В.А. Оборин (1929–1995 гг.), историк и этнограф, директор Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина (1969–1975 гг.) Г.Н. Чагин (1944–2018 гг.).

До 2016 года в здании Чердынского краеведческого музея функционировала небольшая археологическая экспозиция. В ней были представлены предметы коллекции «пермского звериного стиля» и многочисленные сопутствующие предметы: стеклянные бусы, браслеты, броши, пряжки, кольца, серебряные монеты и погребальные маски и т.п. Экспозиция снискала за годы показа заслуженную славу и известность, как среди специалистов, так и среди посетителей музея всех возрастов.
Из-за потребности в реставрации здания вся экспозиция была демонтирована, возвращена в фонды Музея на хранение и стала не доступна для посетителей. И только в 2021 году появилась возможность не просто достойно представить коллекцию в музейном пространстве, но и провести дополнительное изучение предметов.
В 2021 году, вместе со строительством новой экспозиции Чердынский краеведческий музей направил в Горный институт Уральского отделения Российской академии наук (пермский филиал) на археоминералогическое исследование предметов коллекции “Пермского звериного стиля”. Это исследование показало состав металла и технологические особенности создания этих предметов, а пермский режиссёр-документалист Алексей Романов снял фильм об этом.
На видео вы можете увидеть кадры подготовки предметов к перевозке (исследовались предметы в Перми, все благополучно вернулись), кадры из исследовательской лаборатории и услышать специалистов из разных областей о значимости проекта и исследования.
В ходе комплексного технологического и химического анализа 113 изделий были выявлены особенности технологии изготовления предметов, а также специфика химического состава, позволяющие охарактеризовать их на современном научном уровне. В процессе исследования получены также данные о составе патины и биологические свидетельства нахождения некоторые изделий в могильниках. Для исследования химического состава проведено более 300 химических анализов неизмененного металла, который определялся на зачищенной от патины поверхности. Для получения исходного валового состава металла анализ проводился сканированием по площади 1х1, 2х2 или 3х3 мм, что позволяло пренебречь эмульсионной структурой образующейся в процессе кристаллизации. Основной эмульсионной фазой исследованной коллекции является свинец, который можно рассматривать как индикаторную фазу.
Анализ показал, что самыми распространенными металлами являются медь, олово и цинк, которые образуют латуни и бронзы постепенно переходящие друг в друга. Отмечено одно изделие из серебра. В качестве примесей почти постоянно присутствуют железо, мышьяк и серебро, реже сурьма, никель, кобальт, молибден и рутений.
По итогам исследования выявлено использование следующих технологий:
1. Литье в плоские открытые плоские формы. Металл при остывании дает некоторую усадку с образованием вогнутой поверхности.

2. Литье в объемные формы. На изделиях обе стороны являются объемными и могут быть получены при использовании двух зеркальных отпечатков, то есть состоят из двух примыкающих частей (составные). Иногда на стыках виден шов от неточной стыковки половинок литейной формы.


3. Пайка используется как для крепления частей (например, звеньев цепи), декоративных элементов, так и соединения сложных ажурных изделий (скань).


Наряду с пайкой зафиксировано присутствие псевдопайки крученой проволоки, которая выполнялась литьем в объемные формы.

4. Соединение частей путем заливки шва расплавленным свинцом. Зафиксировано на медальонах-коробочках. Они представляют собой самые технологически сложные из изученных изделий. Крышки изготавливались литьем в плоские открытые (вогнутые) формы.

Стенка выполнялась из уплощенного (ковкой) листа, который скручивался, вставлялся в пазы и шов заливался свинцом.
Соединенные свинцом детали в медальоне-коробочке
Ниже можно познакомиться со статьёй авторов исследования
Минералогические и биологические свидетели Редикорского захоронения X-XI вв.
И.И. Чайковский, Т.В. Фадеева, Е.П. Чиркова
Подготовила Ирина Трофимова, директор музея.