Строгановы и Пермь Великая Чердынь

 В 2024 году Прикамье отмечает 300-летие палат Строгановых в Усолье. Чердынский край с известной династией Строгановых связан очень давно, хотя видимого исторического наследия здесь они не оставили.

Великоустюжские купцы Строгановы, три брата, в 1517 г. получили земли на Вычегде в Перми Старой для устройства солеварен. В 1558 г. Иоанн Грозный пожаловал им земли по реке Каме и её притоку Чусовой в Перми Великой Чердыни. По утверждению Строгановых, якобы эти земли были безлюдные. Оказалось, что это не так. Как только Строгановы закрепили постройкой острожков территорию своего нового имения, настоящие владельцы этих земель – аборигены края, пермичи, проявили своё существование и стали мстить новым хозяевам. Строгановым пришлось защищать свою территорию. Были ли какие-то отношения Строгановых в это время с наместниками московских князей в Чердыни и позднее с воеводами, однозначно сказать невозможно из-за отсутствия письменных источников. Возможно, что в первое время они обращались к ним за помощью. Но к концу ХVI века у Строгановых уже имелись 4 вотчины – острожки: на реках Сылве, Чусовой, Яйве, Каме. В каждом острожке стояла церковь. Острожки обороняли стрельцы Строгановых и, вероятно, в помощи чердынских правителей они не нуждались.

  Уже во второй половине XVI века род Строгановых был богатым и независимым в своих действиях. Об этом пишет И.Я. Кривощёков, известный географ и картограф Пермской губернии, действительный член Императорского русского географического общества. Он приводит сведения из первой переписи Перми Великой 1579 г., которую провёл московский дьяк Иван Яхонтов. Он указал, что в то время территория Перми Великой была поделена на четыре стана: Окологородный с центром Пермь Великая, она же Чердынь, Верхний, Нижний и Отхожий. Кроме того, в неё входили Пригород Соль Камская – Соликамск, Строгановские вотчины, Вотчины И-Богословского монастыря, Вотчины Пыскорского монастыря, Пригород Кайгород, а также Ясачные люди (плательщики государственного налога общего характера). Ясака взималась в царской России с народов Поволжья (с ХV-ХVI веков) и Сибири (с ХVII века), т.е. это не только вогулы.  

Город Чердынь тогда был самым крупным населённым пунктом. Здесь насчитывалось  290 дворов, 326 человек мужского пола, 21 лавка первой статьи, 46 лавок второй статьи. Это было время бойкой торговли, где четвёртая часть населения торговала разным товаром, как местным, так и привозным. Для сравнения, в Соликамске в это время было 190 дворов, 201 человек мужского пола, 25 лавок, 17 варниц.

Воеводство тогда ещё было одно – Великопермское в Чердыни. Естественно предположить, что Строгановы были в каких-то отношениях с воеводой в плане защиты общей территории Перми Великой Чердыни от набегов татар и вогул. А набеги были: в июле 1573 г. на острожек на реке Чусовой сделал набег сын сибирского царя Кучума Маметкуль. Набег этот был опустошительным и для Перми Великой, и для вотчин Строгановых. В 1581 г. набег делает вогульский князь Бегбелий Агтаков, но Строгановы отбились и даже в плен взяли этого Бегбелия. В сентябре этого же года совершил набег на Пермь Великую пелымский князь Кихек. Это было опустошительное нападение на Пермь Великую и на Строгановские вотчины. Напали сибирские инородцы, сылвенские и иренские татары, остяки, вогулы, вотяки и башкиры. Разорены были острожки Строгановых на Чусовой, Сылвенский и Яйвинский, Соликамск, осаждена была Чердынь. В XVI столетии Чердынь Пермь Великая должна была сама защищаться, так как московское правительство ей не помогало, не имея на это средств.

Тем не менее, несмотря на утраты, Строгановы стремились к независимости и самостоятельности, они были владельцами огромной территории и богатели. С постройкой Верхотурья в 1597 г. Московское правительство смотрело на Пермь Великую, а затем и на Соликамское и Кайгородское воеводства, и вообще на Верхнее Прикамье, как на житницу. Но Строгановские вотчины были освобождены от государственных повинностей, что вызывало недовольство остального населения.

До начала XVII века власть Великопермских наместников и воевод распространялась на всю область Перми Великой. Но вотчины Строгановых, И-Богословского и Пыскорского монастырей в их подчинение уже не входили. Кайгородок и Соликамск ещё считались пригородами Перми Великой Чердыни. Ко времени второй переписи Перми Великой Михаилом Кайсаровым в 1623-24 гг. её территория уменьшилась, так как часть земель по Среднему Прикамью – Отхожий стан, была также пожалована Строгановым. Их вотчины превратились в вотчинно-феодальное владение. Сами же Строгановы получили права воевод, и в военном отношении были независимы даже от центрального Московского военного ведомства, так как содержали стрельцов для обороны острожков за свой счёт. Естественно, что не зависели они и от чердынских воевод. Увеличение площадей строгановских владений за счёт Отхожего стана свело Чердынское воеводство к степени рядового воеводства. В 1613 г.  Кайгородок и Соликамск получили своих удельных воевод. С 1636 г. воеводство называлось уже не Великопермским, а Соликамским и Великопермским. Но воевода проживал ещё в Чердыни. В XVII веке воеводы именовались наместниками и стольниками, но к Строгановым они отношения не имели.  

     С передачей земель Строгановым происходило закрепощение крестьян. Какая-то часть чердынского крестьянства работала в вотчинах Строгановых и находилась в крепостной зависимости от них. А в основной массе чердынские крестьяне оставались государственными крестьянами до фактического раскрепощения их в феврале 1861 г. Александром II. 

В XVIII-XIX вв. при впадении реки Волим в реку Колву (правый берег), в 15 км от села Искор действовал крупный лесопильный завод. В плотину пруда, кроме лесопилки, встраивалась мукомольная мельница, здесь же действовала кузница. Недалеко от производственного комплекса находились домовые строения – две избы с подпольями, сенями с чуланом. При каждой избе был двор, хлев, баня, погреб. Завод имел два амбара. На рубеже XVIII-XIX вв. этот производственный комплекс принадлежал чердынскому купцу Киприяну Валуеву. В 1807 г. Валуев продал Григорию Александровичу Строганову лесопилку и мельницу вместе с земельной дачей в 230 десятин. В 1850 г. при заводе проживало 59 человек. По плану 1888 г. Волимский лесопильный завод принадлежал уже Сергею Александровичу Строганову и имел обширную лесную дачу. В конце XIX века лесопилку, мельницу и кузницу купил баржестроитель из с. Вильгорт Ф.Е. Тимохов, а лесные угодья остались у Строганова.

Как пишет историк А.А. Дмитриев, «После Иоанна Грозного Строгановы никогда не получали столь щедрых, поистине беспримерных, монарших милостей. В этих щедротах правительство зашло так далеко, что впоследствии, в конце XVIII и в XIX веке, убедившись в своей ошибке, оно само вынуждено было вести со Строгановыми, в интересах казны, продолжительные и сложные земельные процессы. Мыслимо ли было тут тягаться с таким всесильным землевладельцем, как Григорий Дмитриевич Строганов, мелким Чердынским и Усольским людям, хотя последние и предъявляли при поземельных тяжбах свои законные права на давно занятые земли? При таких условиях первоначальный способ утверждения Строгановых на чужих нередко землях становится не трудно объяснимым. Это была целая эпопея в истории землевладения в Перми Великой. Долго, целые века помнили чердынцы и усольцы водворение Строгановых в Великопермском крае! Их захваты земель и лесных угодий были поистине масштабными».

По отчёту статистического бюро Пермского губернского земства за 1905 г. в частном владении Строганова С.А. было 51 284 десятин леса в Веслянской части Косинской волости и в Волимской части 184,5 десятин Вильгортской волости. В Гаинской волости за ним записана Лологская лесная дача и в Бондюжской даче был участок в 500,5 десятин. 

 Можно предположить, что, владея лесными угодьями в Чердынском уезде на протяжении длительного времени, они вносили свою лепту в его развитие, делали вклады в строительство и украшение церквей города и уезда, той же бондюжской церкви. Но из-за отсутствия письменных источников говорить про их участие в этом деле невозможно.

 След Строгановых прослеживается в истории Христорождественской церкви села Искор и связан с росписью церкви. Украшением её внутреннего убранства служила роспись, которая покрывала все стены, своды и откосы окон. История создания росписи сохранилась в двух текстах на стенках арки. Автором её был Александр Иванович Мельников, один из потомственных иконописцев Строгановского села Новое Усолье. Вероятно, Строгановы сделали пожертвование на её создание. Судя по надписи на арке, масштабная храмовая роспись была выполнена за «четыре летних месяца» 1869 г. Уникальная авторская роспись Христорождественской церкви отличается, кроме художественных достоинств, точным соответствием храмонаименованию. Эта удивительная тематическая цельность делает Христорождественский храм с. Искор одним из самых редкостных и оригинальных храмов Чердынского края. Церковь была закрыта в 1960 г. и, к сожалению, значительная часть росписи в настоящее время утрачена.

Есть ещё одно письменное свидетельство присутствия Строгановых на чердынской земле. В Чердынском мужском Иоанно-Богословском монастыре хранится древний синодик, предположительно XVII века, а, возможно, и конца XVI века. Монастырь был основан в 1463 г. епископом пермским Ионой, который годом ранее крестил Чердынь. Первый синодик не сохранился, это более поздняя рукописная книга. Музей имеет возможность изучать эту древнюю рукопись. В синодике есть интересные сведения, касающиеся и Строгановых. Например, такая запись: «Роды Пыскорского монастыря и именитого человека Григория Димитриевича Строганова и их монастырских, и Строгановых крестьян, и бобылей и всяких чинов, людей и обвинцев, и инвинцев, и сылвенцев и всех городов сибирских». Далее начинается перечисление имён этого рода: поминовение Спиридона, Косьмы, Луки, инокини Марфы, инока Феодосия, Евфимии, инока Иоасафа, иноков Корнилия и Кассиана, Семеона, Евдокии, Михаила, Полиекта, Иоанна, Афанасия, Стефана, Иосифа. Всего записано 226 имён, почти третья часть из них – это иноки и инокини пыскорского монастыря. А остальные, вероятно, род Строгановых. Возможно, среди иноков и инокинь были и родные Строгановых.

Также записаны отцы духовные Строгановых: игумен Иосаф, иеромонах Афанасий, иерей Григорий, иерей Фома, иерей Михаил, протопоп Иоанн, иеромонах Э(Е)рмоген.

Далее идёт такая запись: «Рода Именитого человека Григория Дмитриевича Строганова его приказного человека Прокопия Матвеева Воронова» – всего 15 имен. Записан род пыскорского архимандрита и чёрные священники.

Григорий Димитриевич Строганов записан в поминовение ещё и как вкладчик в монастырь. Естественно предположить, что Строгановы периодически делали вклады в монастырь до его упразднения в 1764 г. Это была почитаемая «колыбель крещения всего Урала». Монастырь имел огромный авторитет как духовно-религиозный центр, центр письменности и грамотности. И ещё есть одна интересная и значимая запись для истории Чердыни, связанная с И. Яхонтовым. В синодике записан «Род московитина Ивана Игнатьевича Яхонотова» – 31 имя, из них иноков и инокинь – 11 имён. Яхонтов переписывал Пермь Великую Чердынь в 1579 г. и прожил здесь не один месяц. Он сделал вклад в мужской И-Богословский монастырь, и его родных монастырь внёс в вечное поминовение. В синодике записаны ещё именитые «московиты» Голицыны, а также усольцы, соликамцы, жители разных населённых пунктов Перми Великой.

На этом история связи Строгановых с Чердынским краем не заканчивается. Предстоит исследовательская работа с архивными материалами музея. Возможно, появятся новые   сведения о Строгановых и их деятельности на чердынской земле, так как интерес к ним не угасает.

Подготовила Е.П. Куртенок, заместитель директора по научной работе.

2. И.Я. Кривощёков. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914.

3. Г.Н. Чагин. Колва, Чусовское, Печора: история, культура от древности до 1917 года.

– Пермь: Изд-во «Пушка», 2017. – 672 с., ил.

4. Отчёт статистического бюро Пермского губернского земства. Вып. 4. Пермь, 1905.   

5. Г.Н. Чагин. Чердынские храмы/ Фонд «Благое дело» – Пермь, 2020 – Вып. II – 386 с., ил.

6. Синодик Иоанно-Богословского мужского монастыря. к. XVI-XVII вв. 


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности