В сентябре 2023 года в центре города Чердыни в огороде, при копке картофеля был обнаружен интересный предмет. Он представлял собой маску – барельеф божества – Нептун (Один из древнейших римских богов — в древнеримской мифологии бог морей и потоков.) После консультации со специалистами Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета выяснилось, что предмет этот представляет собой накладку на мебель XVIII века.
Накладки – выступающие части мебели, прикреплённые к массиву в декоративных целях или для сокрытия соединений. Накладки выполняются из дерева, металла, меди, латуни, бронзы, керамики, стекла, кости, перламутра и других декоративных материалов.
Накладки крепятся к мебели декоративными гвоздиками или шурупами. Цвет шурупов должен соответствовать цвету накладок. Еще в древние времена люди научились создавать накладки из железа и использовать их при изготовлении петель и замков. Русские мастера применяли кованые железные накладки для украшения подголовников, сундуков. [1, стр.19]. Изначально был распространён способ оковки гладкими полосами металла, позднее стали более популярны чеканные и прорезные ленты и листы. Орнамент оковки был богат: завитки соседствовали в нём со спиралями и растительными мотивами. Ажурные накладные элементы были посажены на предварительно окрашенную поверхность вещи или цветные ленты из бумаги, которые обычно покрывали слюдой. Начиная с XVIII века и до XIX века, бронзовые накладки и вставки пользовались огромной популярностью при оформлении интерьера и мебели. Бронза представляет собой сплав меди и олова, и цвет её зависит от содержания в смеси олова: 1-5% дают розовый оттенок, 5-10% придают бронзе оранжевый тон, 15% – жёлтый, 25% – золотистый, 30% – голубоватый оттенок, 35% – белый, 50% – светло-серый, 65% – стальной цвет. [2]. В эпоху Просвещения самой популярной разновидностью декора мебели были накладки из чеканной золочёной бронзы. Сложные «многослойные» наборы маркетри Буля использовались в XVIII веке. Самыми популярными орнаментами здесь были древнегреческие и древнеримские мотивы.
В мотивах рисунка присутствуют божества, лиры, рога изобилия, дельфины, сирены, и т.д. Накладки были использованы при производстве кроватей, столов, шкафов и трельяжей. Иногда украшали и комоды. Ложе «охраняли» грифоны, сфинксы или львы, вырезанные по углам. Кровать в стиле ампира была своего рода роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи. В период Ампира существовало два вида кроватей «лодка». Обе спинки имеют одинаковую высоту, в верхней части они отогнуты назад и оканчиваются волютными завитками. Основание кровати, поддерживая форму спинок, также изогнуто и имеет углубление в центре, как бы имитируя форму лодки. Фасады украшены металлическими накладками. В Большом собрании изящных искусств ASG есть 17 кроватей с прямыми спинками. Все они украшены орнаментальными накладками золочёной бронзы. В основном это античные сюжеты и древнегреческие орнаменты. В период французского ампира и позднее, при историзме, мебельщики часто воспроизводили древнеримские кресла в качестве предмета обстановки роскошных аристократических особняков, поскольку такая мебель ассоциировалась с величием императорского Рима. Часто женские маскароны с диадемами выполнялись в древнегреческом стиле и напоминали голову Медузы Горгоны в том виде, в каком её изображали на щитах и медальонах. [3].
Шкаф периода Ампир выполнялся в виде одностворчатой или двустворчатой конструкции прямоугольной формы. Предмет декорировался различными архитектурными элементами, такими как колонны, арки, а также деталями из золоченой бронзы – капителями, базами, накладками в виде лавровых венков, крылатых фигур, сфинксов, львов. Что касается книжных шкафов, то в отличие от предметов мебели такого назначения предыдущего времени, их формы становятся более сдержанными и простыми, исчезает декор в виде маркетри.
Первый период производства мебели в столице России относится к 1703—1712 годам (Петровская эпоха). В это время городское строительство еще преимущественно деревянное: для знати рубятся избы, для царя и его приближенных — деревянные хоромы, рабочие живут в землянках. Среди мебели, изготовленной в это первое десятилетие, преобладают привычные, характерные для XVII века предметы — лавки по стенам, различные по размерам шкафы и шкафчики, поставцы, столы и скамьи. Таких предметов до наших дней дошло очень немного, и все они указывают на сохранение мебельной традиции предшествующего времени. Изготавливалась эта мебель преимущественно из сосны и ели — самых распространенных материалов, применявшихся на строительстве судов. Возможно, иногда бытовые предметы декорировались резьбой или росписью — приемами, характерными для произведений народного искусства. Однако проникновение изделий западноевропейских мастеров не остается без внимания русских ремесленников: они приглядываются к новым типам и декору импортируемой мебели, а по желанию заказчика начинают копировать образцы, постигая новые конструкции и формы. В 1725 г. в Петербурге основывается Академия наук с гимназией. Способных молодых людей посылают за границу для овладения различными науками, искусствами и ремеслами. Для обучения столярному делу направляют в Англию и Голландию. В начале XVIII в. создаются первые специальные художественные учебные заведения. [4]. Подготавливая собственных мастеров, Петр I также зовет для работы в Россию иностранных ученых и специалистов, в том числе столяров, обойщиков мебели, резчиков, токарей по дереву, каретников и позолотчиков. Интерьеры дворцов начала XVIII в. обставляли мебелью русской работы и привозной. В этот период в русской мебели определяющим является влияние барочных форм мебели, особенно в голландском и английском варианте. Однако для русской мебели продолжают оставаться характерными несколько приземистые формы со скульптурной обработкой несущих деталей. Основными видами художественной отделки мебели были резьба и точеные детали. В конце первой четверти XVIII в. на мебельных изделиях появились вставки из наборного дерева. Иногда мебель украшали росписью масляными красками (столик в Эрмитаже, погребец в Оружейной палате), которая в дальнейшем получает широкое развитие. [5]. Значительную роль в интерьере продолжает играть резьба по дереву, но для резных композиций характерно асимметричное построение, криволинейные формы орнамента, динамизм.
Чтобы увеличить богатство орнаментации и придать архитектуре интерьера особую праздничность, резьбу покрывают позолотой. Основными элементами резного декора были картуши, волюты, аллегорические женские фигуры, сидящие амуры, раковины, переплетающиеся с цветочными гирляндами, завитки и пламевидные мотивы. Резной декор сплошь ‘заполнял стены, обрамлял окна, двери и зеркала. Над дверным проемом обычно размещали наддверные панно. Интерьеры наиболее значительных архитектурных сооружений середины XVIII в. были полностью или частично обставлены мебелью, изготовленной русскими мастерами. Однако широко используют и западноевропейскую мебель (английскую, главным образом французскую) знаменитых мебельщиков того времени. Изменения архитектурного облика дворцового интерьера сказались и на формах русской мебели; она становится уютнее и удобнее, менее тяжеловесной, приобретает мягкие и криволинейные очертания. Крупные и выразительные мотивы украшений мебели начала XVIII в. сменяются более мелкими, сложно переплетающимися узорами с тонкой моделировкой отдельных частей. Мебель по характеру становится близкой стилю рококо. Во вновь открывшейся Академии художеств (1757) в Петербурге вводят преподавание орнаментального искусства, в том числе изучение архитектурного декора. В Москве особую роль в подготовке столяров, токарей и резчиков по дереву сыграли “Экспедиция отстроения Большого Кремлевского дворца” и организация Модельного дома под руководством В. И. Баженова. Расширяется сеть ремесленных мастерских и кустарных предприятий, создаются деревообрабатывающие фабрики. Большую известность получает резчицкая мастерская Павла Споля. Во второй половине XVIII в., особенно в последней его четверти, мебельное искусство в России достигает своего расцвета. Расширяется мебельное производство; в Москве работает мастерская Л. Споля, в Петербурге крупные мебельные предприятия П. Гамбса, И. Шарле-маня и А. Тура.[6] Много мебели ввозят из-за границы, в основном из Франции. В России мебель для дворцов создавали охтенские переведенцы и мастера, приписанные к Адмиралтейству, для имений – обученные крепостные. Изготовление рокайльной мебели (Италия) требовало большого профессионального мастерства. Среди эскизов Растрелли мебели немного и ни один из них не был осуществлен. Производство корпусной мебели отставало еще более и не оставило ничего достойного внимания: техника набора достигла своих высот лишь во второй половине XVIII века. Мебель рококо сохранилась в очень небольшом количестве, в частности из-за бесконечных перевозок вслед за двором, что, в свою очередь, диктовалось ее нехваткой. Беспощадное время оставляет свои следы на металлических частях мебели прошлых столетий: фурнитура и декоративные элементы часто покрыты трещинами и потертостями, имеют углубления от ударов и коррозию, в некоторых случаях вплоть до утраты.
Подготовила Елена Толстогузова, экскурсовод Чердынского музея.
Список литературы:
1. Книга Сильвии Шадене «Стили ампир и реставрация», 1978 год,
Библиотека Международного института культурного наследия. Sylvie Chadenet «Les styles Empire et Restauration»), Париж, издательство Baschet et Cie, 1978 год.
2. Статья «12 видов бронзы».
3. Журнал «Мир искусств. №3 (35) 2021г.
4. Летопись Российской Академии наук. Т. 1 (1724—1802). — СПб.: Наука, 2000.
5. https://goodcoins.su/antic/mebel/mebel-russia.htm?ysclid=m28sm6hdsg9244027
6. https://web.archive.org/web/20151222111838/http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=2262