Музейные экспонаты представляют собой значимую часть нашего культурного наследия. Они, по сути, являются драгоценными свидетелями прошлого, хранителями уникальных историй и знаний. Однако многие посетители не понимают, почему так важно не трогать руками эти хрупкие артефакты. Как раз на эту важную тему мы пообщались с директором музея Ириной Трофимовой.
– Ирина Николаевна, так почему же нельзя трогать экспонаты руками? Признаться, порой так хочется прикоснуться к частичке истории, и происходит это зачастую на каком-то подсознательном уровне.
– Работа музейщиков – не только красиво показать предметы прошлого, рассказать интересную историю или легенду, с ними связанную, но и сохранить их для следующих поколений. А сохранность можно обеспечить только тем, чтобы на предмет приходилось как минимум внешних воздействий – человека, света и даже воздуха.
Экспонаты в музее довольно стары и хрупки, поскольку большинство из них существует уже десятилетиями или даже столетиями. Руками можно повредить и испортить как внешний вид экспоната, так и его внутреннюю структуру. Кроме того, на руках каждого из нас есть естественные масла и пот, а также малейшие частицы грязи или пыли. Это может привести к ухудшению качества экспонатов и даже их порче. Особенно это опасно для документов, фотографий, текстиля и кожи. Кроме того, есть риск что-то случайно повредить, ведь некоторые экспонаты очень хрупкие.
Да, верю, что некоторые предметы очень хочется потрогать руками, и как раз для этого мы делаем их копии. Вот, например, кокошник, который на мне. Он является не просто копией, это реконструкция, то есть сделан он также как те, что в витринах. Выставка «Тайна Коми-пермяцкого кокошника» работает всего полтора года. Однако за это время “в живых” остался всего один из двух кокошников. При этом на нём пришлось заменить половину ткани (появилась цветная вставка). Теперь этот кокошник не отличается от тех, что поселились в музейных фондах, а до этого прожили большую жизнь в домах Чердынского уезда, передавались по наследству, перешивались.
Мы всегда рады вашим фотографиям в кокошниках, да и сами предлагаем их мерить, именно для этого и были сделаны реплики. Но даже и они быстро вышли из строя, а представьте, что бы стало с подлинниками, если бы их мерили все?
В общем, всё просто. Придя в экспозицию в музее, осмотритесь, скорее всего вокруг есть какая-то информация, действуйте согласно написанным правилам. Если сомневаетесь – уточните у смотрителя в зале. К примеру, если вы видите рядом с предметом наклейку “Спасибо, что не трогаете!” или “Руками не трогать!”- то это подлинник, а, значит, его нельзя брать в руки или же на него садиться (если это стул или кресло). Наклейки “Можно почитать”, “Сделай открытие”, “Присядьте, если устали”, отсутствие этикеток об ограничении – смело включайтесь во взаимодействие.
Представьте, если каждый будет трогать предметы, сидеть на мебели, надевать одежду из фондов, как думаете, что останется?
Порой мы стараемся размещать редкие музейные предметы поближе, чтобы их можно было получше рассмотреть и не было желания потрогать. В дальнейшем и впредь будем стараться делать как можно больше интерактивных мест в экспозициях, быть более открытыми для вас в надежде на то, что вы поддержите наши старания и будете соблюдать те простые правила, о которых я рассказала.
– Часто задаваемые посетителями вопросы: «А где тот или иной предмет? Почему не экспонируются? Когда можно будет увидеть их в экспозиции?» Эти и подобные вопросы зачастую в свой адрес получают экскурсоводы. Ответ: «отдыхают в фондах» не всегда устраивает…
– Недавно в рамках публичной программы научно-практической конференции я проводила для её участников экскурсию по экспозиции «Все пути начинаются здесь», рассказывающей об истории музея. И как раз разговорилась с посетителями про то, почему какие-то предметы то исчезают, то вновь появляются в экспозициях, а другие вообще заменяются копиями. Постаралась ответить максимально убедительно. Сегодня в фондах музея хранится более 146 тысяч предметов. Только вдумайтесь в эту цифру! Нет, мы совсем не против, чтобы все они были представлены посетителям, но одновременно сделать это практически невозможно. Кроме того, существуют определённые требования по сохранению экспонатов. В частности, длительное экспонирование предметов в музее нежелательно. Например, бумагу можно показывать не более шести месяцев, после подлинник нужно заменить на копию или другой документ. Длительная экспозиция может привести к необратимым повреждениям экспонатов, поэтому важно ограничивать время их экспонирования, и, конечно же, соблюдать определённые условия хранения.
Пыль и кожный жир, о которых я говорила ранее, могут негативно влиять на состояние предметов. Но особую опасность для сохранности представляют солнечные лучи. Под воздействием ультрафиолета ткани выцветают даже под стёклами витрин. Причём, пока предмет не изъять из экспозиции, можно и не заметить то, что сторона, на которую, казалось бы, не попадал свет, нещадно изменила свой оттенок. Вкупе с освещением важен и уровень влажности, всё, конечно, индивидуально.
Всё это очень важно для того, чтобы предметы могли прожить в музее ещё как минимум 125 лет. И те, кто придёт после нас, имели возможность увидеть то богатство, которое мы с вами стараемся бережливо сохранять!
Беседовала Светлана Воложанинова.