Двадцатые годы прошлого столетия вошли в историю нашей страны как период бурного развития культуры. В одной из своих статей В.И. Ленин назвал культурный скачок, который должна была свершить Россия, «культурной революцией». 1920-е годы в культурной жизни страны – это стык культуры буржуазной, религиозной и революционной. Это время противоречивое: борьба с религиозной пропагандой, резкое падение влияния церкви, культурная революция, прорыв в образовании, создание пролетарской культуры, образование нового слоя коммунистической интеллигенции, культурный обмен с Западом.
Страна бурлит новыми идеями, сосуществуют различные стили и направления. Это время небывалой активности общественной деятельности. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Многими исследователями провинция представляется в первую очередь как хранительница национальной культуры, традиций, ценностей, как выразительница консервативных взглядов на многие процессы, происходящие в российском обществе. Считается, что культурный ландшафт провинции живёт памятью о прошлом и надеждой на будущее. [1]
Как события культурной жизни страны нашли отражение в культурном пространстве уездного города? Это и стало главным вопросом данной работы. Изучая дневники Ивана Неклюдова и Аркадия Мажаринова, отчёты ЧУЗУ, историю города Чердыни, выясняется, что на рубеже 20-х годов прошлого столетия город жил достаточно активной культурной жизнью. В 1918 году в Чердыни функционирует несколько библиотек и изб-читален, при которых организованы кружки книголюбов и друзей книги. Также созданы читальные залы и выдача литературы на дом. Местный житель Иван Неклюдов в своих дневниках подробно рассказывает об устройстве библиотеки того времени: «…Одним из главных центров притяжения горожан в это время становится библиотека. Дела в ней обстоят следующим образом. В систематический каталог вписаны отделы: I – беллетристика, II – общество, III – история и IV–география, начинаем V–естествоведение. Всего будет IX отделов. В хронологический каталог вписаны: Женская гимназия, Реальное училище, бесплатная библиотека (бывшая в Реальном училище), публичная библиотека, Ремесленное училище. Осталось вписать городское училище и приходское». [2,3].
Достоевский, Толстой, Горький и Тургенев, а также произведения зарубежных авторов – Гюго, Киплинг и многие другие – вот далеко не полный список любимых авторов молодёжи 20-х годов. Также в библиотеке можно было почитать журналы и газеты: «Вокруг света», «Будильник», «Родина» (1920 год), «Очерки психологии»… Также Неклюдов рассказывает о том, что, работая в библиотеке, он начал писать каталог беллетристики (декабрь 1919 года).
Начиная с 1917 года в библиотеке проводятся различные кружки (драматический, литературно-музыкальный, театральный) и собрания, например, « …11.10.1920 в 8 вечера назначено чтение брошюры «библиотечная работа» в народном доме. В январе 1921 года, в библиотеке проводилось изготовление декораций. 11.02.21 вечером был на заседании кружка в библиотеке, сегодня был доклад Вологдина, а репетировал Емельянов» [4].
Немаловажную роль в жизни города играет спорт-поле, организованное незадолго до революции купцом Н.П. Алиным вблизи его дома (ныне Парк Победы). Начиная с 1918 года, на нём проводятся различные спортивные состязания. Неклюдов вспоминает: «26.09.1920 г. ходили в спорт-поле, где проводилось состязание на первенство Чердынского спорт-клуба. Бегали на 1000 и на 1500 м, прыгали в высоту, в длину и в мешках. 13.06.1921 вечером ходил на спорт-поле, где был футбольный матч». Также при спорт-поле были организованы занятия в военно-спортивном клубе, обучение военному строю. После занятий проводился митинг. А с 10.05.1925 года здесь ежегодно проводится татарский праздник Сабан-Туй (сабантуй) [5]. «Были бега на лошадях до Серёгово, приз взяла лошадь Фархутдинова, кроме того, была масса других номеров».
В городе создано несколько парков и площадей, на которых происходят важнейшие события в жизни города. С 1919 года на площадях и в парках играет духовой оркестр, проводятся массовые гуляния. «21.03.1919 г. на Алинской площади был парад и вручение знамени XXV Сибирскому Тобольскому стрелковому полку от жителей Чердыни и уезда. Играл духовой оркестр полка.
25.10.1919 на Комсомольской площади манифестация в честь II годовщины Революции» [6]. «3.10.1920 г. в 12 часов на площади (ранее базарной) состоялось открытие памятника, построенного на могиле красноармейцев, убитых на Якше. У памятника было электроосвещение и много гуляющих.
23. 02.1923 г. сегодня день не занятой, по поводу 5-летия организации красной Армии, были на площади и митинг и парад допризывников 1902 года. 1.05.1923 г. был митинг на площади по случаю первомайского праздника, было шествие с факелами по улицам. 15.07.23. Сегодня праздник 5-летие освобождения Урала от Колчака, днем был митинг в клубе, вечером концерт в городском саду, играл духовой оркестр, народу было много. 2(15).05.23. в 12 часов ходил на демонстрацию по случаю протеста по поводу убийства Воровского в Лозанне, члена делегации на лозаннскую конференцию. Был спектакль в городском саду, (небольшой) и концертное отделение, который ставили силами пед.техникума. Сегодня впервые услышал песню «Бедняк восставший от гнета» (подобие Христос воскресе) и раскрепощения день (подобие Воскресения день). 21.07.23. Прокопьевская ярмарка в г. Чердыни. Приезжали торговать из Перми и Усолья. После обеда был крестный ход вокруг города [7].
Несколько раз в неделю в народном доме, городском театре, красноармейском клубе, а также в гимназиях, в пед.техникуме и библиотеках города ставили спектакли. «…21.10.20. ходил на спектакль «Поруганные» очень трогательный и впечатлил публику. 29.11.20. ходил в народный дом на спектакль по поэме Пушкина «Цыгане» и ещё ставили сказку «Иван-дурак» в революционной переработке. 23.03.21. был на спектакле «Первая ласточка», рисующая двух братьев с взаимно противоположными характерами [6]. 16.03.23. Был на спектакле «ЕЕ глаза» французская драма в которой обрисовывается как похоронили живой одну девушку и обнаружили это благодаря фотографии. 31.08.23. Были на спектакле «Рабочая слободка». Сильная драма. Главную роль Ариши играла Черных, а Сургучева – П. Головин. Вообще постановка была удовлетворительной. 19.10. Утром был в монастыре, а вечером ходил на спектакль «Заклейменные позором» Пьеса из жизни сифилитиков. 12.02.26 г. Участвовал в инсценировке «Суд над Дарвином», устроенной обществом краеведения. 28.09.26. вечером был на спектакле «Тетка Чарлея». Ставили труппы пермского передвижного театра. Пьеса политическая. Здесь фигурирует студент, переодетый теткой. 26.12.26. [8]. Вечером был на спектакле «Монастырь св. Магдалины», в нем участвовал приехавший недавно артист Вронский. 6.05.28. вечером был спектакль «Братья Артюхины». Народу было много – три гармошки» [9].
В Чердынской женской гимназии функционировал первый кинопроектор – фонарь, который называли «Волшебный фонарь». Это был прообраз первого кинотеатра. Изображение со стеклянных пластинок, которые называли «туманными картинками», при помощи свечи и линз передавалось на экран. Стеклянных пластинок было более 150-ти. Также в отчётах Чердынской Уездной Земской Управы за 1914 год упоминается городской передвижной кинематограф, который было решено приобрести, причём демонстрация должна будет сопровождаться беседами заведующего школьного образования [10]. А с 1916 года (согласно тем же отчётам) решено приобрести второй кинематограф на театральную библиотеку при отделе внешкольного образования [11]. «2.03.27. Был на картинках. Демонстрировалось «Похождения Елены» из греческих историй». Начиная с апреля 1925 года в дневниках И. Неклюдова в Чердыни упоминается кино, фильмы для показа привозят в город. И. Неклюдов вспоминал: «20. 04.25 года. Ходил на картину в кино «Красные дьяволята» (Махновщина). 16.01.26. Вечером был на сеансе передвижного кино. Были фильмы «Кизелстрой» и «Евдокия Рожнова». 15.02. Вечером ходил на картину (в кино) «Любовь и хирургия» 28.04 был в кино. была картина «Остров сокровищ» 1927 год [12]. 24.01. Был в кино на картине «Черный бамбук». 6.03. Вечером был в кино на картине «Роковые приметы». На улице было много катающейся публики по случаю масленицы. 9.03. Был в кино, было «Падение Трои». 17.06.28. Вечером был на картине «Броненосец Потемкин».
С 1928 года в истории города упоминается радио. «..13.05.1928 год. Днем гуляли с Федосеевым А.П. по Березовке, ходили на речку. Вечером слушали радио и был отчетный вечер Березовской школы. 11.11. днем работал по установке радио» [9].
Также в городе проводится множество социально значимых как религиозных, так и светских мероприятий. Из дневников И. Неклюдова. [6] «..5.01.1919 г. Был отец Николай со святой водой и крестил. Всенощная в Успения. 6.01.19. Крещение. Крестный ход на Иордан, солдаты дали салют. Солдаты играли на гармони. 13.01. был на собрании в реальном училище, решено возобновить преподавание Закона Божьего и ставить отметки. 7.04. Пасха – играл духовой оркестр. 27.03.20. был на спевке. Несколько человек готовились под руководством регента к Пасхе. Пели каноны и прочее. 17.01.21 в соборе служат теперь без певчих! 26.05.21. Был концерт, устроенный Губернским показательным хором под управлением Г.В. Лебедева. 27.05.21. ходил в собор к обедне где пели Пермские певчие. Пели замечательно хорошо, божественно и очаровательно. Хор большой, человек 50. В городском театре было 4 концерта. Последний окончился в 2 часа ночи, но концерт не оставил никакого впечатления, в соборе пели гораздо лучше. 17.01.23. Сегодня второй день идет съезда духовенства по разрешению некоторых вопросов, касающихся церкви. 2(15).03.23. вечером был в Парт.Проф.клубе где был религиозный диспут, участвовал отец Николай Скворцов и имел успех по сравнению с агитаторами. Народу было очень много. 9.04. 23. Утром устроилось заседание президиума библиотечного совета по поводу организации кружков. Зашла речь о кружке обществоведения, Моранев спросил меня: «А ты в Бога веруешь?» Я был поставлен в неловкое положение. Что за насилие над личностью, какое ему до меня дело, если и верую, то не особенно…» [13].
8 (21) 11.20. Михайлов день. Вечером был в училище на вечере, устраиваемым нашей комиссией: сначала был концерт, доктор прочитал небольшую лекцию, после концерта были танцы и у нас был буфет, рыбные пироги и коржики. 16 (29).11.20 вечером был концерт, доктор читал лекцию про заразные болезни. Лекция иллюстрирована туманными картинками. Остальная часть концерта составляли декламация и хор.
Молодёжь в 20-е годы активно участвовала в общественно-политической деятельности. «14.01.1919 приехал дядя Павел (был взят большевиками под расстрел, но чудесным образом спасся, был ранен в ухо, пробежал 10 вёрст по морозу) 27.02. состоялась годовщина Русской Революции и похороны убитого на войне добровольца Василия Боголюбова. 2.03. сегодня привезли Н. Селиванова, убитого большевиками. 28.02.20. сегодня не занимались, т.к. был праздник. 3 года свержения самодержавия. 5.03.20. сегодня не занимался по поводу празднования дня рождения Парижской Коммуны. 5.03. похороны Василия Надымова, отпевали в Успении, был духовой оркестр и салют у могилы. 25.04. была учебная стрельба за реку из бомбомета и миномета. 1.05.20. вечером провожали коммунистов-новобранцев на Польский фронт. 14.02.21. днем ходил в штаб 9-й роты, т.к. требуют 1902 год освобождать при первом учебном сборе в январе, хотя явился, зарегистрировался, но пока освободили вплоть до особого распоряжения. 2.09.24. Сегодня меня назначили квартальным милиционером. (!!!)»[14].
Неоднократно молодые люди принимали участие в заседании местного народного суда. «3.03.25. Сегодня был в суде в качестве свидетеля по делу Яговкина. 16.06.25. Днем дежурил в качестве судоисполнителя в заседании нарсуда.»
Каждую неделю в городе проводились конференции и заседания различных комиссий, в которых местные жители принимали деятельное участие. «18.02. -20.02. вечером был на заседании тарифного отдела при Укоме профсоюза РП и СК в качестве секретаря и писал протокол. 15.06.20. ходил в военный комиссариат для учета родившихся в 1902 году. 1.11.20. сегодня в 9 часов занимался в исполкоме по перерегистрации военнообязанных от 16 до 40 лет. Ходили смотреть вечёрки в бане.
18.02.1920. днем ходил на конференцию работников культуры и просвещения, был экзамен на всеобщем обучении, я выдержал и получил удостоверение. 5.10.20. был на конференции работников просвещения и социалистической культуры в бывшей гимназии. Был доклад делегата Всероссийского съезда профсоюзов РП и СК Карнауховой и доклад уездного правления профсоюза. 31.01. днем ходил на общее собрание всех граждан Чердыни о мясной развёрстке за 1920 год, замененной молоком. 3.01. Вечером были на съезде школьных работников.
Также проводились различные увеселительные мероприятия. 6.04.19. на соборе в Преображения было электрическое освещение, у избы пускали фейерверки. 13.04. 21. сегодня пришел первый пароход «Серегово» из Перми и было устроено бесплатное катание для служащих до Покчи». Ежегодно проводятся сезонные мероприятия: катаются на лодке по Колве и Чудовке, ходят читать или рисовать в лес. 11.06.1920 г. Шурка сегодня ушел с экскурсией на Полюд. Зимой делают катушку и устраивают массовые катания. Играют в карты и в крокет.
Таким образом, опираясь на дневниковые записи и документальные материалы, можно утверждать, что городская культура в провинции после революции была сложным социальным явлением, которое определялось как объективными, так и субъективными причинами.
Елена Толстогузова, экскурсовод Чердынского музея.
Список используемой литературы:
- В.И. Ленин «О кооперации», 1923 г.
- Дневник на 1918 г. для ежедневных записей Неклюдова Ивана Александровича // ЧКМ-5506/17.
- Дневник Ивана Неклюдова за 1918 год // ЧКМ-5506/2.
- Дневник на 1920-1921 гг. Неклюдова Ивана Александровича//ЧКМ-5506/24.
- Дневник Ивана Неклюдова за 1925 год №1 // ЧКМ-5506/42.
- Дневник, заметки на 1919-1920 гг. Неклюдова Ивана Александровича//ЧКМ-5506/23.
- Дневник Ивана Неклюдова за 1923 год // ЧКМ-5506/11.
- Дневник Неклюдова Ивана Александровича на 1926 год //ЧКМ-5506/39.
- Дневник на 1928 г. Неклюдова Ивана Александровича //ЧКМ-5506/5.
- Дело ЧУЗУ с авансовыми отчётами Председателя и Членов Управы за 1914 год //ЧКМ-2906/3736.
- Систематический свод постановлений ЧУЗУ 47-й очередной сессии 1916 года//ЧКМ-2906/3947.
- Дневник Ивана Неклюдова за 1927 год №1 // ЧКМ-5506/9.
- Дневник Ивана Неклюдова за 1923 год №2 // ЧКМ-5506/26.
- Дневник Ивана Неклюдова за 1924 год №2 // ЧКМ-5506/34.ий ЧУЗУ 47-й очередной сессии 1916 года//ЧКМ-2906/3947.
- Дневник Ивана Неклюдова за 1927 год №1 // ЧКМ-5506/9.
- Дневник Ивана Неклюдова за 1923 год №2 // ЧКМ-5506/26.
- Дневник Ивана Неклюдова за 1924 год №2 // ЧКМ-5506/34.
Добавить комментарий