Пьянству – бой! О деятельности общества трезвости при Благовещенской церкви с. Покча

1 декабря 1914 года, 110 лет назад, при Благовещенской церкви с. Покча было открыто церковно-приходское общество трезвости во имя св. Георгия Победоносца. В фондах Чердынского краеведческого музея содержится немало документов, отражающих историю древнего села Покча, в том числе церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Село Покча впервые упоминается в летописях, повествующих о присоединении Перми Великой к Москве в 1472 г. Именно тогда городку Покча суждено было стать столицей Перми Великой. Однако есть основания полагать, что основана она была задолго до этого события. Ещё ранее, в 1462 году, Покча приняла крещение. Об этой дате упоминает И.Я. Кривощеков в «Географическо-статистическом словаре Чердынского уезда Пермской губернии» (1).

Первый деревянный храм в городке Покча был построен во второй половине XV века. В 1785 г. в центре села на берегу Колвы построена каменная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами Георгия Победоносца и Николая Чудотворца. К 1910 году Покча была уже крупным купеческим, торговым селом, в котором числилось 280 дворов и проживало 1 657 человек. Сельский храм – это средоточие духовной жизни населения, выполняющий разные функции, в том числе образовательную, просветительскую, миссионерскую. Не была исключением деятельность церковного общества по борьбе с распространением пьянства среди населения. 18 апреля 1895 года священник Покчинской церкви о. Николай Котлецов получил приглашение вступить в число членов-соревнователей Чердынского уездного комитета попечительства народной трезвости как человек, который по своему служебному положению, близко стоящий к народу, «окажет большую пользу в деле ограждения населения от злоупотребления крепкими напитками» (2). И 1 декабря 1914 года при Благовещенской церкви было открыто церковно-приходское общество трезвости во имя св. великомученика и Победоносца Георгия. Разрешение на открытие общества было получено 12 ноября 1914 г. указом Пермской Духовной Консистории от 17 ноября № 241143. Общество трезвости в Покче имело Устав, попечителей и хорошо организованную программу по борьбе с пьянством. На общем собрании членов общества выбиралось правление, в состав которого входил председатель, товарищ председателя и не меньше двух членов, избираемых общим собранием на один год, а также один член, который назначался церковноприходским попечительством из состава его членов. Председателем правления всегда являлся настоятель церкви. Во время отсутствия председателя, его замещал товарищ председателя. Правление выбирало секретаря и казначея. Члены правления собирались по назначению председателя по мере необходимости, а также по заявлению членов-трезвенников. По постановлению правления могли быть назначены экстренные общие собрания, которые были законны при наличии не менее одной трети всех членов общества. На первом собрании членов-учредителей, состоявшемся 1 декабря 1914 года, присутствовало 16 человек. Председателем общества был избран настоятель церкви священник Симеон Федосеев.

Основной целью деятельности церковно-приходского общества трезвости было «…противодействие употреблению всяких опьяняющих напитков и содействие нравственному просвещению общества». Одним из направлений деятельности общества являлось приобретение духовно-нравственной литературы о вреде пьянства, по охране народного здоровья, хозяйству и домоводству, организация чтений этой литературы для жителей прихода. В члены церковно-приходского общества трезвости могли вступать мужчины не моложе 18 лет и женщины не моложе 16 лет православного вероисповедания. Вступая в общество, каждый должен был внести вступительный взнос один рубль и принять на себя следующие обязанности: «…не пить ни водки, ни вина, ни пива – ничего опьяняющего; посещать храм Божий; служить достойным примером честной, трезвой, трудовой жизни; распространять правильные понятия о вреде винопития и привлекать новых членов в общество; не торговать охмеляющими напитками; в случае уклонения от трезвости не медля раскаиваться приходскому священнику для получения наставлений» (4). Каждый член общества получал карманный членский билет и копию Устава.

Среди членов общества можно было выделить почётных и действительных. Действительными членами являлись все лица, состоявшие в обществе. Звание почётного члена получали лица, заслужившие особую признательность за личные труды или значительные пожертвования. Членам церковно-приходского общества трезвости употребление вина разрешалось лишь по предписаниям врача и при таинствах. В случае исключения из членов общества, любой прихожанин мог опять вступить в его члены, но произойти это могло не ранее одного месяца со времени исключения. Человек, повторно вступивший в общество, вновь вносил членский взнос – один рубль. Средства общества состояли из членских взносов, размер которых устанавливался общим собранием членов; из вступительных взносов; из добровольных пожертвований на подписные листы трезвенников; из кружки с надписью «В пользу общества трезвости», которая обносилась во время богослужений в день празднования святого покровителя общества 26 ноября, на второй день праздника Пасхи, и 29 августа в день усекновения главы Иоанна Предтечи; из доходов, собранных в пользу общества после народных чтений и духовных концертов. Средствами общества, в соответствии с целями, могло распоряжаться правление по своему усмотрению. Праздничным днём трезвенников считалось 26 ноября, день памяти святого покровителя общества. В этот день ежегодно проводилось собрание членов общества, на котором заслушивался отчёт о деятельности и выбиралось правление. Одной из форм организации досуга прихожан и борьбы с пьянством стало привлечение их к хоровому пению. При обществе трезвости был образован церковный хор, которому от Пермского Губернского комитета попечительства о народной трезвости было перечислено 10 рублей за 1914 г. (5).

Неизвестно, до какого времени просуществовало церковно-приходское общество трезвости при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Покче. Скорее всего, оно прекратило свою деятельность в связи с закрытием храма в 1935 г.

Кстати, в Пермских епархиальных ведомостях (№29 от 11 октября 1911 года) в статье «Село Усть-Зула Чердынскаго уезда» (ныне Юрлинский район) член местного общества трезвости, учитель Михаил Казанцев рассказывает о том, как в их селе зародилось общество трезвости. «Не велико еще оно, небогато членами, и лишь, как родiвшийся младенецъ, показалось на свет Божiй. Неприветливо встречают это новое явление в нашей захолустной жизни, которая полна беспробуднаго пьянства…» Ниже вы можете познакомиться со статьёй сельского учителя.

Валентина Маракова, хранитель музейных предметов Чердынского музея.

Список используемой литературы:

1. И.Я. Кривощеков «Географическо-статистический словарь Чердынского уезда Пермской губернии».

2. Входящие документы притчу Благовещенской церкви с. Покча Чердынского уезда Пермской епархии за 1895 г.

3. Входящие документы Благовещенской церкви с. Покча Чердынского уезда Пермской епархии за 1914 г. Л.д. 59.

4. Журнал первого общего собрания членов-учредителей церковноприходского общества трезвости и проект Устава. Л.д. 3.

5. Входящие документы Благовещенской церкви с. Покча за 1915 г. Л.д. 10.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности