В Новом музейном пространстве Чердынского краеведческого музея (Юргановская, 58) открылась выставка, созданная из экспонатов, ранее размещённых в Центре памяти М.Н. Романова п. Ныроб, «Ныробский узник». В выставку органично включена временная выставка икон святителя Николая Чудотворца. Взаимосвязь с основной экспозиции прослеживается через события явления чудотворной иконы Николая Чудотворца в Ныробе, строительства Никольского храма в начале XIX века и особом почитании этого святого на нашей земле.
Теперь главную ныробскую реликвию — оковы Михаила Никитича Романова можно увидеть в Чердыни. Они останутся здесь до окончания реставрации здания Богадельни, где располагается центр памяти М.Н. Романова (до конца 2025 года).
Материалы выставки рассказывают историю ссылки боярина Михаила Никитича Романова в д. Ныробку в начале XVI века, а также историю появления храмов Ныроба и ныробской святыни – явленной иконы Святителя Николая Чудотворца.
Чердынская экспозиция дополнена выставкой из восьми икон Святителя Николая Чудотворца из собрания Чердынского музея «История одного образа – Святой Николай Чудотворец». Они являются редкими экземплярами иконописного искусства, представляющими различную иконографию образов Святого Николая Угодника, распространённую в Северном Прикамье.
Среди представленных икон есть одна поистине выдающаяся — это список с чудотворной иконы XVI века — Образ Святого Николая Чудотворца Николо-Берёзовского ХIХ века. Оригинальный чудотворный образ считается утраченным в годы гонений на Русскую православную церковь в начале ХХ века.
Надпись на нижнем поле иконы: «Точная копия и мера чудотворного образа, что в селе Березовка». На оборотной стороне карандашом написано – «Боровцкихъ Афанасию Ивановичу в Покчхнъ…»
Священник Владимир Сергеев рассказывает, что почитание чудотворной Николо-Берёзовской иконы неразрывно связано с традициями почитания святителя Николая Мирликийского в Русской Православной Церкви.
Явление чудотворной иконы произошло в 1560 году на Южном Урале, в Башкирии. Торговый караван Строгановых спускался по реке Каме и внезапно струги остановились. Приказчику было откровение о чудотворной иконе, которую купцы действительно нашли в дупле берёзы при устье реки Биря-су, впадающей в Каму. На этом месте в память о чудесном явлении была построена часовня.
В отличие от иных вариантов иконографии Святителя Николая Чудотворца, на Николо-Берёзовской иконе оплечное изображение святителя без благословляющей десницы, евангелия и без митры. Надпись располагается над плечами и исполнена на греческом языке, которая переводится как «Святый Николае». Живопись от времени стала тёмной со значительными утратами и никогда не обновлялась. Лик святителя отличается «нерусским» восточным характером. Фотографии оригинала не обнаружены.
Почитание чудотворного образа. Первое направление традиций почитания связаны с украшением иконы. Второе – со строительством храмов и монастырей явленной иконе. Третье – крестные походы с иконой.
Дальнейшее развитие протекало равномерно и отражало растущую известность святыни. Уже вскоре икону стали носить по окрестным сёлам, жители которых считали день приноса великим праздником. Встреча иконы и обход домов сопровождался непрестанным звоном во все колокола, молебны шли день и ночь. В городах во встрече участвовал военный гарнизон, сопровождавший икону парадом, а оркестр исполнял гимн: «Коль славен наш Господь в Сионе …» В ХХ веке почитание образа укреплялось и возрастало, протяжённость крестных ходов и их география увеличивались.
В 1933 г. Никольский кафедральный собор закрылся и Николо-Берёзовская икона исчезла. Известно лишь, что в 1934 году в Сергиевскую церковь была передана только копия чудотворной иконы. В настоящее время известны четыре списка, сохранившихся до наших дней. Один находится в Троицком храме с. Николо-Берёзовка республики Башкортостан, два в частных коллекциях и ещё один в нашем музее на новой выставке.
Приглашаем жителей и гостей Чердыни прикоснуться к истории!
Добавить комментарий