Прерванный полёт: из истории чердынской авиации

Ещё 30 лет назад попасть в отдалённые города и посёлки Пермской области можно было на самолёте. Проблему непроходимых дорог и отсутствия мостов решала малая авиация. Местные воздушные линии особенно были востребованы в 1970-80-е годы и, как неудивительно, что они существовали ещё и в 1990-е. Но с появлением асфальтированных дорог и поднятием тарифов, спрос на авиаперелёты резко снизился, и содержание внутриобластной авиации, увы, потеряло смысл.

Сегодня мы решили вспомнить как развивалась малая авиация в Пермской области, и в какие отдалённые городки и сёла можно было попасть на «кукурузнике».

Официальное начало истории гражданской авиации в Перми — 2 февраля 1940 года. Это дата создания 207-го Пермского авиаотряда (через месяц он стал Молотовским авиаотрядом), но неофициально полёты над Пермью начались ещё 10 июля (27 июня) 1911 года с полёта Евсюкова.  Настоящий профессиональный пилот появился в Перми в 1912 году. Это был Александр Васильев, самый известный тогда российский лётчик, победитель авиаперелёта Петербург-Москва. В пермское небо он поднимался трижды — 10,11 и 24 июня по старому стилю. А с 1913 года Василий Каменский, уже дипломированный пилот, положил в Перми начало гидроавиации (1).

Российский лётчик Александр Васильев
Василий Каменский

В августе 1924 года возникла организация Авиахим. Она проводила агитационную и практическую работу по созданию советской авиации. Подтверждением этого могут служить помещённые в Чердынской районной газете воспоминания очевидца о появлении первого самолёта в Чердыни: «Впервые в нашем крае 07.08.1925 года к берегу Колвы, напротив Чердыни, подрулил первый гидросамолёт под названием «Все в Авиахим» (2).

Гидроплан, на котором в Чердынь прилетел писатель Борис Пильняк 07.08.1925 г.

«Прибыл он маршрутом Москва – Горький – Чебоксары – Чистополь – Сарапул – Пермь – Усолье – Чердынь. Весть о самолёте всколыхнула весь Чердынский край: ведь старики утверждали, что летать могут только «птицы божьи», а человеку не суждено. Из близлежащих селений пришли мужчины и женщины посмотреть на «диковинную птицу». Берег Колвы был буквально забит от огромного стечения народа. Здесь же состоялся митинг.  На другой день начались полёты над Чердынью. Выделенные для организации полётов люди создавали ячейки «Общества друзей воздушного флота». В число первых аэронавтов попал и я. Гидросамолёт дал круг над Чердынью, Серёговым, Крымкором. Мы, четыре человека, привязанные широкими ремнями, смотрели с небесных высот на землю в круглые оконца, восторгались увиденным. Сделав три круга, самолёт благополучно приводнился (И. Лунегов) (3).

В августе 1931 года в Чердыни строится парашютная вышка (4).  А 30.01.1936 года в Красновишерске Чердынского района был открыт кружок планеризма. В кружке занимаются 15 человек, кружок ведёт инструктор – тов. Зуев, имеется планер «УС-3», но, как пишет газета, этим видом спорта охвачено недостаточно комсомольцев, и что планеризм должен быть доступен широким массам (5). 30.06.1936 года в газете вышла небольшая заметка о том, что в Чердынском районе будут курсировать несколько самолётов, наблюдать за лесом, предотвращая пожары, предупреждать о возгорании лесов. Для этого с самолёта сбрасывается условный знак – мешочек с песком и флажок в нём. Увидевший самолёт, немедленно должен подать сигнал флажком, затем предупредить начальников милиции, НКВД, леспромхоза и лесоохраны о том, что сигнал получен, а самолёт в ответ покачивает крыльями и летит дальше (6).

21.08.1938 года трудящиеся отмечали день советской авиации на площади Чердынского аэродрома. Митинг открывает тов. Дрыжиков, который сообщил о развитии авиационной промышленности в Советском Союзе. Затем 20 рабочих, колхозников и служащих катали на самолёте.

Аэропорт многие десятилетия был визитной карточкой Чердыни, откуда, благодаря малой авиации, можно было улететь сначала на По-2 и АН-2, а позже на АН-24 в Пермь, Соликамск и крупные посёлки Чердынского района. На лётное поле то и дело садились самолёты, помимо пассажиров они перевозили ещё и почтовые отправления, кинобанки для киномехаников. До начала 60-х годов он располагался в южной части города, а затем был перенесён в западную часть Чердыни, где был построен аэровокзал-избушка (7).

Выход на лётное поле в Чердыни

В 1938 году начинается история и пермских аэродромов. Именно тогда появляются авиаотряды на лётном поле Городские горки. За первый год пермский аэродром на Горках перевёз 200 пассажиров. Были открыты рейсы в Ныроб и Чердынь. Посадка самолётов производилась на необорудованную полосу: летом на поле, зимой – на лыжах (1). В 1939 году был открыт первый «аэровокзал» в Перми. Он представлял собой небольшое деревянное строение с надписью «Аэропорт Молотов», а площадь летного поля составляла около 6 кв. км (1).

21.08.1940 года в газете «Северная коммуна» рассказывается о проводимом в Чердыни дне Сталинской авиации. На аэродроме проведён митинг. Техник аэродрома тов. Гребенюк выступил с докладом о дне авиации, после лекции лётчик Кочегаров и техник Гребенюк показали фигуры высшего пилотажа. Лучших ударников и стахановцев (18 человек) катали на самолёте (8).

С 1944 года возобновляются полёты, прерванные в годы войны, по маршрутам Молотов-Кудымкар. В начале 1945 г. самолётный парк 207-го Пермского авиаотряда Уральского Управления ГВФ насчитывал всего четыре исправных борта По-2. К концу года их стало семь, кроме того, поступило три санитарных самолёта С-2. Лётный состав — 15 человек.  За 1947 год По-2 Пермского авиаотряда перевезли 1000 пассажиров (примерно по 50 на машину). Уже к началу 50-х отряд состоял из 3-х авиазвеньев, летно-подъёмный состав насчитывал 19 пилотов, среди которых была одна женщина. 13 пилотов летали на местных воздушных линиях, шестеро — в санитарной авиации. Самолётно-моторный парк насчитывал уже 15 машин. Расширялась сеть местных аэродромов. Были подготовлены взлётно-посадочные площадки в Гайнах, Чердыни, Осе, Чермозе, Кудымкаре, Щучьем Озере, Соликамске, Косе, Ныробе, Барде. В начале 1950-х пермский авиаотряд уже получал новейшие по тем временам Ан-2 и Як-12. Тем не менее По-2 продолжали активно летать в небе Прикамья. Всякое бывало. Случались и достаточно серьёзные лётные происшествия. Например, летом 1955 года на аэродроме Ныроба при взлёте самолёт По-2Л под управлением лётчицы Н.Г. Губиной задел элероном правой нижней плоскости за рога коровы, оказавшейся на взлётно-посадочной площадке. Самолёт сделал круг и произвел вынужденную посадку на аэродром вылета. Аэровокзал-избушка в Перми простоял до 1957 года, а затем он был перенесён на Бахаревку (1). В 1957 году в аэропорту «Бахаревка» работали 250 человек, а самолётный парк составлял 34 машины. Отсюда ежедневно вылетало несколько десятков самолетов. Например, в посёлки Чердынского района каждый день отправлялось по 6-7 рейсов.  Авиарейсы выполнялись не только по территории Пермской области, но и в Томск, Ленинград, Москву и Алма-Ату. Тарифы на перевозки пассажиров варьировались в зависимости от сезона. Например, с 25 января на северные направления Пермской области введены сниженные сезонные тарифы: от Ныроба до Соликамска за 45 рублей вместо 90 р., от Ныроба до Перми за 115 р. вместо 160 р. (9).

Аэропорт в Ныробе

В 1962 году в газете выходит статья, рассказывающая о буднях Ныробского аэропорта, о том, что на 3-хместном самолете «ЯК» летающем по маршрутам «Ныроб-Чусовское» и «Ныроб –Русиново» доставляется почта, медикаменты, приборы, а также свежие овощи и фрукты. Также рассказывается о быстрой транспортировке пострадавшего со сломанной ногой в районный центр в больницу. Командиром ныробского авиа звена работает В. Петухов, техниками – К. Акстмане и А. Дитятев, авиа механики – А. Кушнин и А. Ивачев. Синоптики –инженер А. Попова и техник-синоптик Т.Ассанова. Радисты –Г. Чепурной и Ю. Бобыкин. Начальник аэропорта Хаснутдинов. В аэропорту есть зал ожидания на 20 мест, но этого недостаточно, т.к. иногда желающих улететь набирается более 100 человек и что средства на строительство нового аэропорта отпущены ещё в прошлом году, но ныробский леспромхоз к освоению средств еще не приступал (10). 9 апреля 1962 года в газете рассказывается о событии, к которому работники леса готовились давно – в Пильвенском лесничестве заготавливали семена ели, чтобы провести аэросев в труднодоступных районах. На каждый гектар должно упасть 2 кг или 360 тысяч семян. Сырая погода и сравнительно низкая температура повышают энергию прорастания семян. На выбранном участке лесники устанавливают сигнальные визиры и самолёт при помощи высевающего аппарата сбрасывает семена. Всего за день четырежды проводится высев семян (11).

Погрузка семян для проведения сева.

К концу 1964 года в Прикамье насчитывалось 29 аэродромов. Из аэропорта Бахаревка на самолетах Ан-2 можно было добраться практически в любой райцентр или город области. 03.08.1965 года Георгий Николаевич Чагин совершает экспедицию на Верхнюю Колву и упоминает в своих дневниках о авиарейсе в 12-00 часов по маршруту Ныроб-Русиново (3).

Полёты до Перми осуществлялись на самолетах ЛИ-2, АН-2 и ЯК -12, а также на вертолетах МИ-1 и МИ-4 (пилоты Шестаков и Бурдин). Ежедневно авиацией перевозили 38-40 пассажиров до Керчево, Ольховки, Ныроба, Соликамска, Перми. А за период с января по август всего было перевезено 2 700 человек. Начальником Чердынского аэропорта являлся Ю.С. Шадрин. Также статья рассказывает о механике Ныробского аэропорта А.И. Ивачеве, который более 10 лет готовит самолеты к вылету, а также о его коллегах – диспетчере Б.А. Оносове, молодом пилоте Викторе Пущине и технике-синоптике Татьяне Миклиной (12).

1967 год. АН-2 совершает ежедневные перелёты по маршруту Пермь-Ныроб (3). В газете «Северная звезда» за 8 июля 1967 года была размещена заметка, рассказывающая о местной авиации. «Дождливая погода им не помеха, ещё минута в запасе до приземления осталась, точно по графику идут, молодцы пилоты», – рассказывает начальник Чердынского аэропорта Ю.С. Шадрин. Командир самолёта В.П. Лагутин как всегда пунктуален. Второй пилот Мизев вместе с Лагутиным летают уже четвертый год. План перевыполнен. За полугодие перевезли 3 075 человек, в день улетает более 40 пассажиров (13). О буднях Ныробского аэропорта нам рассказывает другая статья. 17 августа 1968 года (15). Новое здание Ныробского аэропорта стоит в стороне от дороги. В зале ожидания – современная мебель, большие окна. Для пассажиров с детьми создана отдельная комната, работает буфет, камера хранения вещей. Начальник аэропорта Г.Т. Чепурной работает в Ныробе с 1960 года. За полгода перевезено 38 тыс. кг почты, 14 тонн грузов и 8 000 человек. Ежедневно из Ныроба по различным направлениям улетает и прилетает 130-170 человек. Особенно большая нагрузка на аэропорт в летние месяцы, когда жители стараются отдохнуть на море.

Надежда Николаевна Шадрина с членами экипажа

Главное преимущество воздушного транспорта – скорость. За два часа можно долететь до областного центра. «Большинство пассажиров предпочитают воздушный транспорт», – рассказывает начальник аэропорта Н.Н. Шадрина. До Усть-Уролки лететь несколько минут (24). 07.11.1976 год. Воздушный транспорт становится для жителей нашего района наиболее популярным. Надежда Николаевна Шадрина рассказывает: «За три квартала из нашего аэропорта отправлено самолётом 9 740 пассажиров, что по сравнению с прошлым годом больше на 2 740 человек, а за 10 месяцев – на 450 человек больше годового задания» (25). 19 августа 1978 года статья рассказывает о буднях Чердынского аэропорта. Только за июль отсюда отправилось более 1000 пассажиров. Коллектив аэропорта невелик: Н. Н. Шадрина возглавляет его вот уже десять лет, Солидный стаж работы у кассира аэропорта Л.Шулеповой, а также у метео-наблюдателя В.Ветчаковой. Не только почту и грузы приходится доставлять. На аэродроме недавно пришлось принять два самолёта санавиации, доставивших в больницу людей, жизнь которых находилась в опасности. Также газета рассказывает о буднях Керчевского аэропорта. По сравнению с Чердынским объём перевозок невелик, но жители посёлка не мыслят себя без него. Отсюда самолёт за час доставляет пассажиров до Перми, менее чем за полчаса до Соликамска, и менее чем за 15 минут до Усть-Уролки. Здесь же приземляются вертолёты с геологами, лесопатрульные, а также по срочным делам медицинской службы.

Бывали и курьезные случаи. Например, в своей книге Г.Н. Чагин вспоминает рассказ Павла Ивановича Пашина (1914 г.р.) о том, как он искал себе жену, долго интересовался подходящими невестами, как нашёл себе невесту в п. Курья (р. Печора) и договорился с пилотами вертолёта за 5 шкурок куницы слетать посвататься. Невеста не понравилось, и время, отведённое пилотами, вышло, пришлось возвращаться домой без жены, а шкурки за перёлет отдать. Также Г.Н. Чагин вспоминает, как из д. Нюзим мальчику Юре (3 года) срочно потребовалась операция и его вертолётом транспортировали в Чердынскую больницу в хирургическое отделение. Успели вовремя и ребёнку спасли жизнь (3).

1982 год. Появляется отдельный почтовый рейс Русиново-Чусовское-Ныроб-Чердынь-Пермь, полёты осуществляет МИ-2. Упоминаются пилоты Мельников А.И. и Пчеловян А.И. Вертолёт вылетает из Ныроба, приземляется в Верхней Колве, Тулпане, Нюзиме и Светлом Роднике (р. Унья). Вертолётами перевозят в числе прочего и особые грузы – например документы выборов (3).

17. 08.1985 года газета поздравляет работников Ныробского аэропорта, а также рассказывает, что пропускная способность – 1 500 пассажиров в месяц, и что с этим планом аэропорт успешно справляется, а в выпуске от 30.11.85 г. написано, что Ныробский аэропорт занял первое место среди местных воздушных линий (28,29). В 1986-1991 годы сохраняются рейсы АН -2 по маршруту Пермь-Чердынь-Ныроб-Петрецово. Также из Ныроба осуществляются вертолётные рейсы (МИ-8) (3). 20.02.1988 г. коллективу Ныробского аэропорта вручено переходящее Красное знамя второго пермского авиа отряда и вымпел «Коллективу – победителю в социалистическом соревновании».

В июне 1991 года группа чердынских десятиклассников совершила путешествие на вертолёте МИ-8 на плато Маньпупунёр. Стоимость провоза одного человека с багажом обошлась в 50 рублей.

В августе 1991 года происходит первое повышение цен на авиабилеты. Это сразу сказывается на количестве перевозимых пассажиров. Так в газете приводится пример Керчевского аэропорта, который за 7 месяцев перевез 1 990 пассажиров, что на 1 042 меньше соответствующего периода прошлого года. Начальник аэропорта Л.Н. Алимов рассказывает, что только в июле перевезено на 405 человек меньше чем за июнь 1990 года. А в Чердынь из Керчево прилетело всего 54 человека, в то время как в прошлом (1990 г.) году услугами этого маршрута воспользовались 255 пассажиров. Цена билетов от Чердыни до Керчево возросла в 11 раз! При этом от продажи дорогих билетов выручили больше на 6 000 рублей, хоть и потеряли в количестве пассажиров (34,35). В 1992 году произошло новое резкое повышение цен на авиабилеты. В конце мая полёт от Чердыни до Перми стоит уже 180 рублей. В Чердынском аэропорту происходит сокращение персонала.  Н.Н. Шадрина ездила в Пермь на встречу с начальником второго Пермского авиаотряда В.А. Шубиным, т.к. угроза сокращения нависла и над работниками других аэропортов, а это равнозначно их закрытию. Как тогда добираться в северные посёлки, где нет иного пути, кроме воздушного сообщения? В кассах авиаотряда нет денег даже на выплату зарплаты сотрудникам. Рейсов из Чердыни пока нет, работает только Ныробский аэропорт – нужна техника чтоб привести лётное поле в порядок – провести рекультивацию.

В редакцию чердынской газеты обратились читатели с вопросом: «Почему отменены рейсы из Чердынского аэропорта?» Н. Шадрина рассказывает: «В аэропорту произошло сокращение персонала. Теперь я и за начальника, и за сторожа, и за уборщицу. А недавно приболела и пришлось на несколько дней временно закрыть аэропорт, т.к. заменить меня было некому. Не хотелось бы расстраивать пассажиров, но плата за билет по тарифу составляет 25 230 рублей за билет. Однако за счёт дотаций Пермского облисполкома цена для пассажиров пока остаётся стабильной – 6 850 рублей. Но это лишь до января 1994 года».

01.04.1994 года. Никто не хочет летать – цена билетов 25 200 рублей. И.о. начальника Чердынского аэропорта Ю.Н. Кетов вынужден отменять рейсы. Но аэропорт продолжает работать с надеждой, что это временные трудности (29). С пятницы 9 декабря аэропорт пребывает «в замороженном» состоянии. В помещении, где сидит Н. Шадрина, минус 10 градусов. Чердынский аэропорт считается убыточным, надо его закрывать, как и все остальные аэропорты района. Перестали поступать дотации из областного и местного бюджетов, и цена на авиабилеты резко подскочила. Теперь, например, билет до Перми из Чердыни стоит 75 800 рублей. Регулярно из Перми летает лишь пара рейсов – на Ныроб Чердынь и в Гайны. 70% пилотов попали под сокращение.

1995 год. В Чердынском районе два действующих аэропорта – в Чердыни и в Ныробе. Начальник Ныробского аэропорта В.В. Миклин рассказывает, что за первое полугодие ими перевезено 1 600 пассажиров. Ежедневно делается один рейс до Перми, стоимость билета – 125 тысяч рублей (средняя зарплата – 115 тысяч), и по маршруту Чусовской-Русиново-Верхняя Колва. Летают «на верха» по 3-4 человека. В аэропорту постоянно базируется два самолета АН-2 и один вертолёт, а также ведомственные вертолёты. За счёт этого и выживают. В аэропорту в 1995 г. работает 11 человек персонала. А в Чердынском аэропорту трудится только начальник и сторож, остальные ставки сокращены. С февраля по май аэропорт вообще не работал, соответственно и показатели были низкие – за полгода перевезено 47 пассажиров и 30 кг багажного груза (40). Впоследствии Чердынский аэропорт был закрыт…

Елена Толстогузова, экскурсовод Чердынского музея.

Список используемой литературы:

  1. В. Ивашкевич. М .Гриф. «Самолёты Пермского неба. История становления гражданской авиации в Перми. 1910-1970 годы» «Траектория» 2013 год.
  2. Чагин Г.Н. «Колва, Чусовское, Печора: путевые дневники от 1965 до 2013 года». Пермь: Пушка, 2023 год. 538, [4] с.
  3. Пильняк Б. Россия в полете. М-Л.: Московский рабочий, 1926. 52 с

Газета «Северная коммуна»:

4. 12 августа 1931 года «строим парашютную вышку»

5. 30.01.1936 года. Иванов. «О планеризме»

6. 30.06.1936 года.   Родин – начальник охраны лесов Чердынского ЛПК. «Авиация на борьбу с лесными пожарами»

7. 21.08.1938 года. Собянин. «День авиации» 8. 21.08.1940 года.  «День сталинской авиации»

9. 10.02.1960.  Хиснутдинов, Иванова. «На воздушных трассах области»

10. 6.01.962. Д. Чагин «Самолет летит на север»

11. 09.04.1962 года «Шуметь на вырубках лесам»

Газета «Северная звезда»:

12. 18.08.1966 поздравления с днем Военно-Воздушного флота

13.  08.07.1967.  Н.Пачгин.  «Из Чердыни на Пермь»

14. 09.04.1968 «Шуметь на вырубках лесам»

15.  17.08.1968. Г. Исакова. «Будни аэропорта»

16. 16.08.1969 Г. Чепурной, начальник Ныробского аэропорта. «Воздушные трассы над тайгой»

17. 19.05.1970 расписание полетов

18.  25.02.1971 год.  «Куда и как лететь»

19.  24.05.1971 летнее расписание полетов (до 14.10.71)

20.  19.08.1972год. Л. Костантинова. «Идет самолет на посадку»

21. 15.06.1974 год. Н. Шадрина, начальник Чердынского аэропорта «По летнему расписанию»

22.  17.08.1974 год. В. Павлов. «Земля –воздух –земля», Г. Алабужева «На самолете лучше…»

23.  16.08.1975 года. С. Петухов. «Удобство и скорость»

24. 14.08.1976. М. Овчинникова. «Предпочтение самолету». В. Миклин, начальник Ныробского аэропорта. «Все внимание пассажирам»

25.  07.11.1976 год Н. Шадрина, начальник Чердынского аэропорта. «По воздушным трассам»

26. 19.08.1978 года. Статья В. Степановой «Счастливого полета»

27. 14.11.1981 Н. Шадрина, начальник Чердынского аэропорта. «Воздушным транспортом»

28. 17.08.1985 год. Л. Боровик, секретарь партийной организации Ныробского аэропорта. «Полет начинается на земле»

29.  30.11.1985 фото Задорожного «Представляем делегатов районной партконференции»

30. 13.02.1988  фото А.Лавриненко «Завтра день аэрофлота»

31.  20.02.1988г. Л. Боровик. «Переходящее знамя у ныробчан»32. 19.08.1989 год.  Поздравления ко дню ВВФ.

33.  18.07. 1991 «18-ый был самым трудным»

34.  13.08.1991 собственный корреспондент сообщает. «Перевезли меньше, выручили больше»

35. 03.11.1991 И. Ерофеев. Газета «Звезда» «Не подрубайте авиаторам крылья»

36.  26.05.1992. Н. Гущин. «Воздушные ворота на замок»

37.  08.1992 «Мечта с подрезанными крыльями»

38. 09.11.1993. Н. Шадрина. «25 тысяч за билет»

39. 20.12. 1994 год. Н. Федосеев. «Аэропорт в переплете»

40.  22.08.1995 год. С. Морозова. «Кому сказать: счастливого полета?»

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности