Уральский – мастер самоцветов

На выставке «Легенды Перми Великой» в Выставочном зале Чердынского музея один из экспонатов особенно привлекает своей необычностью – это насыпная икона «Воскресение Иисуса Христа». «Рельефная» икона сочетает в себе живописные и природные элементы. Икона была изготовлена в мастерской А.К. Денисова-Уральского до 1900 года.

На живописном фоне в левой верхней части изображён пейзаж с Голгофой с тремя крестами и деревом. Пейзаж окружён каменным набором, оформляющим арку входа в пещеру. По периметру иконы расположены минералы в кристаллах и частично отполированных образцах. Разнообразие использованных минералов создаёт пышное убранство пещеры.

Перед пейзажем мы видим накладную, выполненную из картона или папье-маше и группу из трёх женских фигур.

Справа от них – саркофаг, внешние стенки которого обсыпаны каменной крошкой. На противоположном конце саркофага видна накладная фигура ангела. Выше выполнена накладка в виде расходящихся лучей, в центре которой помещена накладная фигура парящего Иисуса в развевающемся покрывале.

Заинтересовавшись этим предметом, начала изучать информацию о мастере в интернете. Неожиданно для себя сделала несколько открытий. Оказалось, у Алексея Козьмича были и другие работы и связаны они с Чердынью и уездом.

Алексей Козьмич Денисов-Уральский

Александр Денисов родился в 1864 году в Екатеринбурге в семье камнереза. С юных лет осваивал тонкости камнерезного дела. Материалы для изделий собирали в окрестностях Екатеринбурга. Семья не бедствовала, и родители отдали сына на обучение к местному художнику. Со временем Александр Денисов получил звание мастера. После смерти отца возглавил семейное предприятие.

В конце 1880-х годов мастер-камнерез и художник-самоучка отправился покорять Северную столицу, имея за плечами опыт участия в крупных национальных и международных выставках в Москве (1882 г.), Екатеринбурге (1887 г.), Копенгагене (1888 г.) и Париже (1889 г.).

Здесь он освоил искусство живописи и акварели в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств.

Денисов много путешествовал по Уралу, создавал пейзажи, отражающие природу края, его растительность и геологические особенности. Среди них картина «Вершина Полюда» (1898 г.), в других источниках «Полюдов камень» (1896-1897, известна по репродукциям и открыткам). В проёме между огромных, нависающих скал мы видим уходящую к горизонту, теряющуюся в дымке лесную массу. «Глядишь на эти горы, – пишет художник, – – на все лесное пространство перед нами, и кажется – вот где нет жизни, но где все-таки хорошо».

По примеру писателя Мамина-Сибиряка, в 1900 году Денисов добавляет к своей фамилии топоним – «Уральский». Судьба свела этих двух людей в 1883 году в уральском обществе любителей естествознания (УОЛЕ). В сферу интересов обоих входила и этнография, и археология, и путешествия.

Картина “Певцы Урала”

В фондах Объединённого музея писателей Урала в г. Екатеринбург находится картина А.И. Репина «Певцы Урала» (1951 г.). На ней изображёны писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и художник А.К. Денисов-Уральский. Они были друзьями и каждый по-своему воспевали красоту родного края: один – словом, другой – кистью и камнем.

Благодаря дружбе художника с Маминым-Сибиряком появилась картина «Висимо-Шайтанский завод» (1903 г.), изображающая родину писателя. Это полотно с посвящением «Д. Мамину – Денисов-Уральский. Дорогому земляку на память о дорогой родине – Урале» было подарено художником в день пятидесятилетия Дмитрия Наркисовича. Вот как Д.Н. Мамин-Сибиряк писал об этом сестре: «На днях Денисов нарисовал мне масляными красками чудный вид Висима с фотографии, которая была у мамы, размер картины в длину – аршин. Каждый день любуюсь, и все другие любуются».

О том, что Денисов-Уральский был в Чердыни, нигде не упоминается, но в фондах Екатеринбургского музея изобразительных искусств есть картина А.К. Денисова -Уральского «Вид с Троицкой горы (Чердынь с горы Троицкой над рекой Колва и камень Полюдов)» (1896 г. Холст, масло 34,5 х 50,5), поступившая в 1957 году в дар от частного лица. Возможно, художник написал её тоже по фото.

«Вид с Троицкой горы (Чердынь с горы Троицкой над рекой Колва и камень Полюдов)»

На рубеже столетий, в 1900 году, художник устраивает в Екатеринбурге выставку под названием «Урал в живописи». В 1901 году выставка отправляется в Пермь и пользуется там огромной популярностью. Особый интерес вызывает полотно «Лесной пожар» – работа не натурная, а написанная под впечатлением от увиденного. Денисов в детстве был свидетелем пожара в лесу. Тема лесного пожара станет отдельным блоком в творчестве художника.

После успеха в Перми Денисова приглашают в Петербург: в 1902 году в Петербургском «Пассаже» он открывает выставку «Картин Урала и его ископаемых богатств». В 1903 году приобретает магазин на Мойке. В магазине продаётся широкий ассортимент изделий: пасхальные сувениры с маленькими фигурками животных из уральских камней, кнопки электрических звонков, лаконичные фоторамки, письменные приборы, печати, анималистичная пластика. Работы Денисова отличаются тем, что фигурки животных (в отличие, например, от работ Фаберже) не отполированы до зеркального блеска.

В начале 1904 года Денисов привозит выставку «Урал и его богатства» в Москву. Перед ней Прокудин-Горский снимает восемь работ из коллекции – по ним начинают печатать открытки, одни из первых с цветным изображением произведений живописи. На выставке снова представлены картины и минералы, идёт торговля изделиями.

Летом 1904 года Уральский художник отправляет в Сент-Луис на Всемирную выставку 29 лучших живописных полотен (включая «Лесной пожар») и акварель с изображениями минералов из своей коллекции. Денисов получает Большую серебряную медаль за картину «Лесной пожар».

Импресарио, который везёт картины на выставку, неправильно оформляет таможенные документы. Картины арестованы, по закону изъятые работы выставляются на публичный аукцион. «Лесной пожар» покупают ещё до аукциона. По договорённости с таможенной службой главную работу Денисова-Уральского приобретает семейство Бушей, одни из устроителей всемирной выставки. Полотно будет висеть в их доме до конца 1979 года. Ни одна из картин, выставленных в Сент-Луисе, не возвращается к Денисову-Уральскому (их судьба будет неизвестна вплоть до 2014 года). Для художника это большой удар: утрата работ надолго притормаживает выставочную деятельность. В 1910 году пишет второй «Лесной пожар» – ещё больший по формату, чем первый: три на четыре метра, в целом более эффектный.

Зимой 1910-1911 гг. Денисов-Уральский открывает новую выставку – в помещении, смежном с его магазином на Мойке, со стороны Большой Конюшенной улицы с модными магазинами. На выставке представлены картины (Денисов заново пишет свои основные сюжеты и виды), портретные работы, минералы, мебель с камнями.

Эту выставку посещает император Николай Второй, великие князья, а один из экспонатов отправляется в подарок цесаревичу, который по состоянию здоровья не может её посетить.

Наряду с живописью Денисов-Уральский продолжал заниматься камнерезным искусством: исполнял декоративные чернильницы, пресс-папье, фигурки из самоцветов, наборные картины (макеты горного пейзажа из самоцветов на фоне акварельной живописи) и «горки» (коллекции камней, соединенных в виде миниатюрных гротов). Наивысшее мастерство художник-камнерез продемонстрировал в серии небольших (20-25 сантиметров) скульптурных карикатур из самоцветов «Аллегорические фигуры воюющих держав», показанной в 1916 году в Петрограде на специально устроенной выставке. В Минералогическом музее Пермского университета хранится каменная фигурка свиньи – часть одной из композиций серии «Аллегорические фигуры воюющих держав».

Октябрьская революция застала художника на даче в Финляндии в местечке Усикиркко, где он оправлялся от подточивших здоровье тяжёлых потерь – смерти матери и трагической гибели единственного сына. В начале 1918 года Денисов-Уральский, как и многие жители дач на Карельском перешейке, оказался в невольной эмиграции на территории независимой Финляндии. Он хочет завещать родному городу своё наследие, однако фактически уже ничем не владеет: вещи оказываются рассыпаны по стране и миру, некоторые из них исчезли навсегда. Вернуться в Россию Денисову-Уральскому не удаётся. В мае 1924 он телеграфировал Уральскому обществу любителей естествознания о готовности передать 400 полотен, обширную коллекцию минералов и изделий из камня в дар городу Свердловску. В 1926 году мастер был похоронен в православной части выборгского кладбища посёлка Ристимяки, могила уничтожена в годы Второй мировой войны.

Наследие Денисова-Уральского рассыпано по стране и миру. Сегодня работы Дениса-Уральского хранятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Минералогическом музее Пермского университета, Пермской государственной художественной галерее, Музеях Московского Кремля, Минералогическом музее РАН им. А.Е. Ферсмана, Минералогическом музее имени А.В. Свиридова в Иркутске, Музее Фаберже, частных коллекциях и в коллекции Чердынского краеведческого музея.

Подготовила Татьяна Габдрашитова, хранитель музейных предметов Чердынского музея.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности