Открытия в фондах Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина, сделанные при подготовке экспозиции «Церковное искусство Северного Прикамья»
Подготовка к созданию стационарной экспозиции в Музее истории веры велась с лета 2024 года: проводился анализ музейного собрания икон, выстраивалась концепция, в основу которой был положен замысел – показать иконы, которые наиболее выразительно и разносторонне расскажут о духовной жизни чердынских христиан. Справедливо отметить, что церковное искусство – это, в первую очередь, обличённое в материальную форму богословие, прошедшее через внутренний мир мастера и выразившееся в индивидуальных чертах произведения. Оттого и интересна, и самобытна, и неожиданна экспозиция.
Авторский коллектив, в который вошли заместитель директора музея по научной работе Елена Павловна Куртенок, хранитель коллекции икон и церковных предметов Наталья Петровна Микова и директор музея Ирина Николаевна Трофимова исходил также из того, что в экспозицию должны были войти иконы, ранее не участвовавшие в выставках. Так выбор пал на две иконы, отличавшиеся редкой иконографией, однако история икон изучена не была и информацией о происхождении и значении образов музей не обладал.
Икона «Пресвятая Богородица Скопско-Печерская». Надпись на обороте чернилами: «Петру Николаю Удникову 35 Зол. Золота 6 с.», размер: 207х163 мм – это всё, что было известно об иконе. Однако необычная иконография – на золотом фоне Богородица в багряном мафории изображена сидящей на Небесном престоле терракотового оттенка с Богомладенцем на коленях, благословляющем молящихся, побудила приложить усилия к поиску первоисточника.
Удалось выяснить, что образ первоначально представлял фреску на стене архиерейского храма Происхождения Честных Древ Креста Господня в Ярославле, которая прославилась 2 мая 1823 году исцелением девицы с последующими многочисленными исцелениями болящих.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на Церковь, фреска с чудотворным образом была полностью утрачена – икону скололи со стены. Однако сохранилось фото фрески с богатой ризой и сенью.
Восстановили чудотворный образ специалисты Ярославской художественной мастерской «Реставратор» в 2023 году, к 200-летнему юбилею обретения иконы. Фреска была воссоздана благодаря рекомендациям методического совета Министерства культуры. Церковь в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня сохранилась, но службы в ней не совершаются. Существуют два старинных чудотворных списка иконы: один хранится в Череповце в Воскресенском соборе, второй – в действующем надвратном храме в Спасо-Преображенском монастыре, там же, где и фреска.
О списке, представленном в экспозиции, до настоящего времени ничего не было известно. Он показан широкой публике впервые.
Ещё один список с фрески находится в Чердынском Иоанно-Богословском мужском монастыре, на нём, в картуше, что на нижнем поле иконы, излагается история первообраза: дата и события его прославления. Монастырский список выполнен иконописцем Афанасием Головиным 12 января 1839 года. Икона выполнена в багряно-охристых тонах с изобилием золочения, в верхней части иконы имеется наименование образа «Скопскопечерская Пресвятыя Богородицы». Указанная информация позволила установить историю музейной иконы и засвидетельствовать факт почитания чудотворного образа на чердынской земле.
Стоит отметить, что икона монастыря выполнена в большом размере, стремящемся к натуральному размеру первоисточника – фрески. В ещё большем размере выполнен аналогичный образ, который находится в фондах музея. Он имеет большое визуальное сходство по цветовому решению и приёмам написания образов настолько, что есть основания полагать, что иконы принадлежат кисти одного мастера. При формировании предметного ряда экспозиции было принято решение о временном экспонировании в составе стационарной экспозиции большой иконы «Скопско-Печерской Богородицы» на короткий период – ко дню прославления образа, то есть в мае 2025 года.
Вторым открытием стала Икона «Преподобный Савватий Соловецкий чудотворец, святая мученица Иулиания, святой Стефан Пермский, Преподобный Зосима Соловецкий чудотворец». При детальном изучении иконы Натальей Миковой была обнаружена надпись на нижнем поле иконы: «Копия с чудотворного образа, находящегося в Троицко-Стефано-Ульяновском монастыре Вологодской губернии Усть- Сысольского уезда у зырян».
При изучении истории почитания иконы, стало известно, что святые, изображённые на этой иконе, являются покровителями Троице-Стефано-Ульяновского монастыря (с. Ульяново, Усть-Куломского района, Республики Коми), который берёт своё начало с монастыря Спаса Нерукотворного (Спасская пустынь), основанного святителем Стефаном Пермским для утверждения христианства среди зырян.
Позже монастырь его стали именовать Ульяновским, поскольку в тех краях сохранилось предание о том, что разбойничья шайка, грабившая селения по Вычегде, увезла у одного священника дочь Ульяну. Желая сохранить своё целомудрие, девушка, улучив удобную минуту, бросилась с лодки атамана в реку и утонула в Вычегде напротив того места, где теперь находится монастырь. Это место в 165 верстах от Усть-Сысольска (ныне – Сыктывкар), с тех пор стало называться «Ульяново плесо», а на нём и Ульяновский монастырь.
История обители содержит и факты её разорения вогульским князем Асыкой, что бесчинствовал в зырянских селениях в 1435, 1447–1448 годах. Обитель возрождалась во второй половине XVII в., но после указа 1764 г. «О секуляризации церковных земель», вновь прекратила своё существование.
Иконография чудотворной иконы отражает историю обители. Как Троице-Стефано-Ульяновский монастырь он возрождается в 1860-е гг. при участии иеромонаха Матфея и братии Соловецкого монастыря, которые почитали Преподобных Зосиму и Савватия, как первых поселенцев Соловецкого острова и покровителей их обители, что принесли почитание преподобных на зырянские земли. Образ мученицы Иулиании вероятно связан как с преданием о наименовании места – «Ульяново плёсо» и трагедии, с ним связанной, так и с Иулианией Никомедийской – небесной покровительницей супруги Вяземского князя Симеона Мстиславича, которая погибла от рук князя Юрия Святославича, защищая свою целомудренность и верность убитому им же мужу. В русской православной традиции святая Иулиания является хранительницей и защитницей женского целомудрия.
Монастырь в настоящее время является действующим, в нём есть мощи святой Иулиании, а чудотворный образ, с которого сделан список, утрачен в годы гонений на церковь. Имеется ли в монастыре список с иконы, некогда являющейся главной святыней монастыря – нам не известно, это ещё предстоит выяснить.
В завершении публикации отметим, что в ходе подготовки к экспонированию, благодаря углубленному изучению истории двух образов, мы можем говорить об новом обретении православных святынь, их представлении в экспозиции для широкой публики, а также о пополнении истории музейных предметов ранее неизвестными сведениями.
Подготовила Екатерина Котельникова, куратор экспозиции «Церковное искусство Северного Прикамья» по материалам научных исследований автора и Натальи Миковой, хранителя коллекции «Иконопись и церковные предметы».