Чердынь на перекрёстке торговых путей

Начиная с VIIVIII вв. Чердынь являлась перекрёстком дорог – здесь формировались основные торговые пути, которые вели к Печоре и Ледовитому океану, в Западную Сибирь, к Волге и дальше на юг. Географическое расположение города определило главную его судьбу как крупного торгового и культурного центра Урала. В этой статье я хочу бы рассказать о торговых путях, которые послужили этому.

Камский торговый путь был хорошо известен географам древности. Ещё в эпоху неолита и бронзы вдоль берегов Камы в Приуралье приходят его первые жители, зарождается торговля по Камскому пути, где шёл обмен высококачественным кремнем, яшмой, днепровским янтарём, свинцом и оловом. В эпоху «раннего железа» (VII–VIII вв.) по берегам Камы, Колвы, а также Средней Волги расселялись угорские и финские племена. Кама стала превращаться в торговую артерию, по которой осуществлялся дальний транзит. Результатом последнего стало появление в Приуралье различных изделий скифов, Египта, Ирана. Основным предметом обмена для жителей Приуралья становятся меха пушных животных, которые обменивались на среднеазиатское и иранское серебро, арабские и византийские монеты, дорогие восточные ткани [1].

Огромное значение для развития экономических и этнокультурных связей народов Приуралья имело появление на Нижней Каме болгар [2]. Расширился состав продуктов обмена – из Приуралья в Булгарию и далее на Восток и Запад шли не только меха, но и слитки меди и бронзы, отборное зерно и соль, разнообразные украшения из стекла, серебра, бронзы и золота, туалетные принадлежности, ключи и замки, оружие. Наиболее показательной частью булгарского импорта является гончарная (круговая) керамическая посуда.

Походы русских в Сибирь совершались ещё в XI веке. Сначала их привлекала богатая Югра, затем появились Великая Пермь с Чердынью, откуда начиналась дорога в Сибирь через Уральские горы – «Чердынская дорога». От Чердыни дорога шла в верх по рекам Вишере и Вёлсу, далее по р. Чурок, после через водораздел на речку Тальтию (Талую) и вниз по рекам Ивдель, Лозьва, Тавда, Тобол. До конца XVI века чердынская дорога была единственным узаконенным правительством путём в Сибирь, хотя было известно несколько путей переходов через Уральские горы.

В 1598 г. была построена и запущена более короткая Бабиновская дорога, а «чердынская» утратила своё значение [3]. При этом ездить по «отменённым» дорогам в Сибирь без дозволения царя запрещалось. Примером такого разрешением являлась грамота «от царя и великого князя Бориса Фёдоровича всея Руси в Сибирь, в Берёзов город, воеводе нашему князю Ивану Михайловичу Борятинскому да голове Григорию Потапьевичу Векентьеву». Также к концу XVI века на сегодняшней территории Соликамского, Чердынского и Красновишерского округов проходил Вишерский торговый путь, соединяющий Европу и Сибирь. Прежний «Новгородский» был оставлен в середине XVI века. Он шёл с Вычегды на Печору через перевал в Уральских горах на Сосьву и Обь («Илычская дорога»). [4]

По мере того, как позиции Новгорода ослабевали, а московские усиливались, менялся и основной путь в Сибирь. «Московский путь» был проложен от Москвы через Ярославль, Тотьму, Великий Устюг, Лайск на Кайгородорок на Каме, далее через Юксеево, Косу, Уроку выходил на Соликамск, а затем через Чердынь по рекам Вишера и Вёлс шёл через Уральские горы на Лозьву.

Существовала другая малоизвестная дорога в Сибирь – Язьвинская. Так, в писцовой книге Кайсарова 1623–1624 гг. сказано: «…и на сибирской на Верхотурской дороге, на волоку, на реке на Язьве монастырь – новая пустынь… и всякое церковное строение в той пустыне боярина Ивана Никитича Романова» [5,6].

На карте Северного Урала, датирующейся 1760 г. и составленной канцелярией сибирского губернского управления, показаны Верхотурский, Соликамский и Чердынский уезды, и обозначены не только населённые пункты и заводы, но и существовавшие тогда дороги. [7].

Наряду с Бабиновской показана и другая, которая также отходит от Соликамска и приходит к Верхотурью. От Соли Камской она следует в северо-западном направлении и выходит на р. Язьва, и вдоль неё доходит до истока. Затем дорога переходит на Восточный склон Уральских гор и по левому берегу р. Ваграна приходит к р. Сосьве у юрт вогула Маслова. Далее вниз по Сосьве выходит на р. Лялю у д. Грязных и затем подходит к Верхотурью. Особенностью этой дороги являлось то, что ею можно было следовать в Сибирь, не заходя в Верхотурье. Часть дороги (вдоль Ваграна) – это участок, вновь проложенный Походяшиным к Петропавловскому заводу. Старая же дорога на завод проходила от Княспинского озера между реками Турьей и Волчанкой [8]. Верхотурская (Язьвинская) дорога использовалась как ясачная, так как после образования г. Верхотурье ясак с вишерских вогулов стали собирать верхотурские служилые люди.

Немской или Бухонин волок – так называется транзитный путь по водоразделу между р. Волог (приток Берёзовки, бассейн Камы) и р. Нем (приток Вычегды) – водораздел бассейнов рек Камы и Северной Двины, по которому суда перетаскивались из того или другого бассейна. Бассейн Камы здесь заканчивается озером Чусовским, оттуда древний торговый путь шёл на протяжении семи вёрст суходолом до р. Нем, притока Вычегды, впадающей в Северную Двину (Бухонин волок).

Первое упоминание о волоке встречается в 1517–1518 гг., но современное название волок получил позднее. М. Кайсаров упоминает его как Немишинъ в 1623 г., но уже в то время волок сдавался в оброк жителю погоста Вильгорта Ивану Сидорову сыну Бухони за 2 рубля, 3 алтын и 2 деньги в год [6], что, вероятно, и закрепило дошедшее до наших дней название [9].

Постепенному запустению волока содействовало сооружение Северо-Екатерининского канала, который оттянул грузы, следовавшие с Камы. Идея устройства канала приписывается В.Н. Татищеву [10]. Водный путь задумывался как эффективный путь доставки сибирских товаров в Архангельский порт, вместо давно существующего волока на пути из Астрахани в Архангельск. В месте максимального сближения верхних течений Северной Кельтмы и Джурича был прорыт судоходный канал длиной 17,6 км. Канал строился 36 лет с перерывами, с 1785 по 1822 гг. В 1822 году канал был открыт, за время работы по нему прошло более шестидесяти судов с грузом. В 1838 году канал закрыли по экономическим причинам, хотя судоходство продолжалось ещё в течение девяти лет. В 1890 году академик Ю.М. Шокальский, закончив исследования на Вычегде, поднялся по Северной Кельтме до Северного Екатерининского канала. Северная Кельтма оказалась неудобной для судоходства: мелководная, узкая и местами завалена лесом. Канал пришёл в негодность, заилился и шлюзы его были разрушены. В 1915 году производилась расчистка канала с использованием труда военнопленных [11].

Якшинский купеческий путь начинался от г. Чердынь и шёл вверх по Колве, затем по Вишерке, Чусовскому озеру, Берёзовке и Еловке до устья Вогулки, где товары перегружались на небольшие лодки и подвозились к Печорскому волоку, протяжённостью 4,3 км, проходившему через небольшую заболоченную возвышенность – водораздел между Камой и Печорой. Сохранился старинный канал (длиной 0,65 км), соединивший Вогулку с бассейном Печоры – с Волосницей. Пользоваться им можно было только весной в высокую воду. Мелководье и извилистость этих рек заставляли основные грузы доставлять только до Усть-Еловской пристани, а затем везти 40 верст сухим путём до Якшинской пристани на Печоре [12].

Условные обозначения: Бабиновская дорога (синим); Чердынская дорога (зелёным), Соликамская дорога (фиолетовым); Якшинский тракт (красным); Екатерининский канал (жёлтым); московская дорога (чёрным).

Елена Александровна Толстогузова, экскурсовод Чердынского краеведческого музея.

Список литературы:

1. Камский торговый путь из Болгара в «страну Вису и Чулман». А. Белавин. Пермь

2. Белавин A.M. О раннем этапе болгаро-пермских контактов //Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. Казань, 1990. С.125- 131.; Белавин A.M., Крыласова Н.Б. Основные этапы этнокультурной истории Пермского Приуралья в эпоху железа // Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы 1-ой Международной научно-практической конференции. Кудымкар, 1997. С. 136.

3. Бахрушин С.В., Пути в Сибирь в XVI-XVII вв., в кн.: Научные труды, т. 3, ч. 1, М., 1955. Уральская историческая энциклопедия

4. Историко-краеведческий очерк П. Бахарева и Г. Чагина «Вишерская дорога».

5. Шишонко В.Н. Пермская летопись с 1263-1881 г. – Пермь.

6. Кайсаров М. «Перепись Перми Великой 1623-24 г.».

7. Карта 1760 года, составленная Лукой Сотниковым. ГАСО Ф. 59, Оп. 3, Д. 3026.

8. ГАСО Ф. 24, Оп. 2, Д. 264, Л. 19.

9. Дмитриев А.А. Происхождение названия и судьба Бухонина волока // Пермь, 1893. Т.1.

10. Березнер А.С. Территориальное перераспределение речного стока европейской части РСФСР –  Л.: Гидрометеоиздат, А. Веселовский Научные экспедиции Русского Географического Общества на Север в 1843-1893 годах (Историческая справка)//Северный Край. Журнал, издаваемый Вологодским Обществом изучения Северного Края. Книга № 3. Май – Июль 1922 года.

11. Севернов И. Северо-Двинско-Уральский водный путь (Заброшенный Северо-Екатерининский канал) //Известия Вологодского общества изучения северного края. № 3. Вологда: Типография П. А. Цветова, 1916.

12. Путевой очерк. Н.Е. Ермилова «Поездка на Печору» 1888 год.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности