Санитарное исследование качества воды. Проблемы и парадоксы

«Здоровье есть первая и главная основа богатства… Всё своё внимание надо устремить на здоровых, чтобы предостеречь их от заболевания… Главное зло, с которым надо бороться, – это антигигиенические условия жизни людей. Для этого в каждой губернии должны быть санитарные врачи».

И.И. Моллесон.

Зарождение санитарно-эпидемиологической службы происходило именно на Пермской земле, задолго до подписания Декрета «О санитарных органах республики». В 1872 году Пермское губернское земство учредило должность санитарного врача. Её занял Иван Иванович Моллесон (1842-1920 гг.), которого по праву считают первым санитарным врачом в России.

В 1874 г. в Перми была учреждена санитарная комиссия. В ряде земств начали формироваться санитарные бюро, задачами которых стала организация санитарных и противоэпидемических мероприятий в земстве, изучение санитарного состояния губерний. В Перми санитарное бюро было создано в 1890 году. В 1908 году в Пермской губернии учреждены должности уездных санитарных врачей.

В Чердынском уезде должность земского санитарного врача занял Николай Михайлович Воскресенский. Пробыл в этой должности он до июля 1914 года, после был призван на действительную военную службу по мобилизации и назначен врачом 24-го этапного батальона.

За время своего служения Воскресенский организовал в уезде не одно мероприятие по санитарному состоянию учреждений и объектов. В музейной библиотеке хранится издание «Санитарного бюро Пермского губернского земства по состоянию водоснабжения в Чердынском уезде 1914 г. Автор – санитарный врач Н.М. Воскресенский».

Воскресенским была проделана огромная работа, а результаты его трудов представляют большой интерес и сегодня.

«Обследование селений Чердынского уезда было организовано летом 1913 года. Для этих целей были приглашены учителя начальный народных школ в количестве десяти человек, сообразно 10-ти районам, на который был разделён уезд. Эти районы поручались учителям, проживающим в конкретном районе, так как они более знакомы с местными условиями. Всего было обследовано 812 селений. За работу каждый счётчик получил по 40 рублей. Обследование проходило с 15 мая по 15 августа. Всего счётчиками было преодолено 7 123 версты (7 598,82 км – прим.). Разъезды производились на одноконных поводах по билетам земской управы. Обработка полученного материала представляла большие затруднения при составлении сводных таблиц. Но большинство счётчиков справилось с задачей и материал получился хорошим.

По количеству имеющихся источников водоснабжения, положение селений можно признать благоприятным. Пользование водой из таких источников, как озёра, пруды и болота почти совершенно не встречаются: таких селений только 10 из 894, а именно из двух прудов, трёх болот и других источников. Встречаются селения, в которых жители пользуются несколькими видами источников – водой из реки, колодцев, родников.

Количество питьевой воды показано достаточным в 729 селениях и недостаточным в 165. Главным образом недостаток воды ощущается с противопожарными целями, воды же для питья становится мало, например, в засуху источники пересыхают, а зимой перемерзают», – отмечает Воскресенский.

Автор уделил каждому источнику отдельное внимание:

РЕКИ

Речка в с. Цидва Вильгортской волости

– Всех рек и речек в уезде по данным обследования – 214. Водою из рек пользуются 383 селения, что составляет 45% от всех селений. В большинстве случаев эти реки протекают или по окраинам, или вблизи селения. Мелкие речки летом пересыхают, а зимой вымерзают (31 селение). Что касается загрязнения рек какими-либо промышленными заведениями, то Чердынский уезд в этом отношении находится в благоприятных условиях. Существующие промышленные заведения принадлежат к разряду весьма мелких и заключаются в нескольких мельницах, синельных заведениях и лесопилках. Единственным способом загрязнения рек в 56 случаях указано счётчиками мочка льна и конопли. Но это практикуется тайно и преследуется крестьянскими обществами. Обыкновенно мочка происходит в небольших озёрах, ямах вблизи селений, которыми не пользуются не только для питья, но и для хозяйственных целей. 

Что касается физических свойств воды, то особо плохой воды не отмечено, мутность отмечена в 29 случаях, запах – в 37, жёсткость в 39 селениях.

Озёра

Селений, пользующихся водой из озёр, в уезде мало, всего 43 озера. Из них в черте селений имеется 6 озёр. Загрязнённых указано 4. Для питья воды из озёр пользуются только в 5 селениях. Остальные используются только в противопожарных целях.

Пруды

Из прудов население также мало пользуется водой для питья, как и из озёр. Таковых селений всего только 2. Для скота берут воду из прудов в 10 селениях. Таким образом, пруды существуют или без употребления, или с противопожарными целями.

Родники

Одним из лучших видов водоснабжения всеми гигиенистами признаётся почвенная вода, скопляющаяся путём фильтрации через поверхностные почвенные слои на водоупорном слое почвы. Речь идёт о родниках. Количество родников в уезде очень велико. Из 894 селений уезда 50 % селений, а именно 457, пользуются водой из родников. Всех родников, находящихся в черте пользования, отмечено 651, из которых 534 обильны водой. Что касается оборудования родников, то особой заботы об этом лучшем источнике водоснабжения не отмечается. Обложено камнем только 3 родника в 3-х селениях. Сруб имеют 354, желоб в 199 родниках. Из необорудованных родников только 133 огорожены, и совсем не огорожены 272 родника. Воду из родников каждый домохозяин берёт своим ведром. Почти всеми счётчиками отмечается недопустимое отношение к родникам. Даже оборудованные родники загрязняются самым беззастенчивым образом. Нисколько не стесняясь, население вымачивает в желобах грязное бельё, тут же происходит мытьё белья и домашней посуды, тут же поится скот и т.д. А, между тем, жители тех же селений жалуются, что у них нет хорошей воды. В особенности это можно сказать о жителях Закамского края.

Колодцы

Анатолий Титов. У колодца. 

Число колодцев в уезде не особо велико, в Сыпучинской волости и вовсе нет колодцев, а на остальное 881 селение приходится 1 616 колодцев, при этом главная часть описанных колодцев имеется в Закамском краю. Водой из колодцев пользуется до 50 процентов населения. Все колодцы самого простого типа, буровых нет, так как бурение началось только с 1912 года с пособием от губернского земства в д. Заболотной Анисимовской волости и в с. Дубров Мошевской волости. Все колодцы срубные, крышек нет на 527 колодцах, общественной бадьи не имеется у 1 477 колодцев, насосы имеются только у 3-х колодцев. Глубина колодцев в 1 243 случаях не превышает одной сажени.

Всё вышеуказанное показывает, что существующие колодцы совершенно не оборудованы и неудовлетворительны. Местонахождение колодцев в 853 случаях указано прямо на улице, что вместе с полным необорудованием не может не отражаться на чистоте и качестве воды. Из вышеуказанных колодцев вода для питья берётся из 1 477 колодцев, для скота из 1 098 и для хозяйственных нужд – из 1 275. По большей части водой из колодцев пользуется всё селение или по несколько дворов, но встречаются такие селения, в которых почти у каждого домохозяина имеется свой колодец и даже по нескольку.

Годной для питья вода показана в 1 455 колодцах, остальные используются в противопожарных целях и для хозяйственной надобности. Чистка колодцев производится крайне редко. Чего только не плавало на поверхности воды.

На основании краткого обзора водоснабжения селений уезда приходится прийти к заключению, что несмотря на благоприятные условия, в которых находится уезд в смысле доставления влаги и орошения, в 17,3% селений воды для питья недостаточно и в 7,8% качество воды неудовлетворительно, при этом большинство этих селений находится в Закамском краю.

Источники водоснабжения уезда, как видно, весьма разнообразны. В смысле загрязнения реки уезд находится в высшей степени благоприятных условий, так как реки, за неимением фабрик, заводов и промышленных заведений, загрязняемы быть не могут. Озёрной и прудовой водой население почти совершенно не пользуется. Что же мы видим в Чердынском уезде? Родники и ключи содержатся в ужасном виде: не видно ни малейшей заботы о содержании их в чистоте и порядке. Часто приходится видеть, что около родников образуется прямо-таки болото, так как крестьяне не желают сделать водоотводной канавы.

При личном осмотре источников водоснабжения Анисимовской волости мне пришлось наткнуться в деревне Урол на такой факт: родник оборудован хорошо, заключён в сруб, сделан широкий желоб для стока, но этот желоб оказался набитым домашней утварью, платьем, грязным бельём. На мой удивлённый вопрос, что это такое значит, разве пожар был в деревне, что побрасывали рухлядь куда попало, присутствующая при этом крестьянка ответила, что ничего подобного не было, просто какая-то домохозяйка отмачивает рухлядь, чтобы легче было потом отстирать. И такие случаи весьма нередки.

Большинство колодцев также совершенно не оборудовано, нет ни крышек, ни общественной бадьи, ни скатов, ни насосов, скот поится тут же около колодцев, тут же испражняется и мочится, и всё это поступает, просачиваясь в колодцы.

Вот что пишет счётчик 4-го района Носов: «В Вильве, Мошево и Губдоре хотя вода и проточная, но требует исследования, так как загрязнет её не столько скот, сколько сами жители: моют бельё где попало, а ниже берут воду для питья. Есть случаи (в Губдоре и Мудыле), когда после больных скарлатиной одежду бросают мочить в источники водоснабжения. В Кокориной мало того, что вода загрязняется скотом, так ещё само население подбавляет себе гнилья мочкой ржи на солод. В Вильве пруд никогда не выпускается. В В.-Мошеве вода сильно портится от мельницы, которую нужно прямо уничтожить до основания. Во многих местах около источников водоснабжения строят бани. К колодцам население относится прямо-таки халатно. Родники везде запущены».

Другой счётчик 9-го района Мазеин высказывает приблизительно то же самое и добавляет: «Для устранения дефектов нужно установить санитарный надзор в местах, чтобы в течение года вода осматривалась один раз непременно и в случае надобности необходимо применять за плохое содержание соответствующие тому наказания». В таком же духе высказываются и другие счётчики.

Стоит ли после такой иллюстрации говорить о том, что источники водоснабжения могут быть рассадниками инфекционных болезней и возникновения эпидемий. Существование в Закамском краю эпидемий брюшного тифа, дизентерии, которые там никогда не прекращаются, можно всецело отнести на счёт загрязнённых водоёмов, так как в этой части уезда население совершенно некультурное. На это обстоятельство уже обращено внимание и, между прочим, земское собрание 44-й очередной сессии поручило санитарному врачу заняться выяснением причин постоянного существования эпидемий брюшного тифа и дизентерии в Закамском краю.

Что же получается? С одной стороны жители нуждаются в хорошей воде, ходатайствуют об этом, земство приходит к ним на помощь, затрачивает большие суммы на оборудование источников водоснабжения, а с другой те же жители разрушают и приводят в негодность созидаемое по их же просьбе, и палец о палец не ударят лично хотя бы для поддержания в порядке и чистоте того, что получено.  Вот такой парадокс…

Подготовила Светлана Воложанинова, научный сотрудник Чердынского музея.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности