Ныроб: место памяти М.Н. Романова

Ссылка окольничего Михаила Никитича Романова в Ныроб Чердынского уезда в начале XVII века стала поворотным моментом в истории нашего края. Мученическая кончина Михаила Никитича, окружённая ореолом святости, и жалованные царские грамоты, которые получили жители Ныроба, способствовали возвышению этого места. Со временем Ныроб стал важным местом паломничества. Память о Михаиле Никитиче Романове продолжает жить и сегодня. Его имя остаётся в центре культурной и духовной жизни округа.

В сентябре 1601 г. Михаил Никитич, закованный в тяжёлые кандалы, был помещён в земляную яму, накрытую тяжёлыми плахами и засыпанную землёй. Стражники из Москвы через небольшое отверстие подавали ему скудную пищу: хлеб и воду. С наступлением холодов в яме изготовили печь, которую узник сам и отапливал. К весне его положение ухудшилось. Сердобольные ныробцы стали тайно от стражи посылать своих детей к краю ямы, и те под видом игры подавали узнику в специально изготовленных дудочках еду: молоко, хлеб, масло, квас. По доносу одного из жителей стража схватила пятерых ныробцев, и по указу царя Бориса Годунова они были отправлены в Казань на пытки. Вскоре Михаил Никитич умер. В 1606 г. по приказу Лжедмитрия I тело его вырыли. Пролежав в земле пять лет, оно оказалось невредимым, и перевезли в родовую усыпальницу Романовых – Новоспасский монастырь, по преданию вместе с телом в Москву увезены ручные кандалы.

Прибытие М.Н. Романова в Ныробку

Народное почитание Михаила Никитича, как местного святого, возникло сразу же после его кончины. Историю пребывания М.Н. Романова в Ныробе и о том, как крестьяне пострадали за то, что тайно от стражи кормили узника, о явленной иконе Николая Чудотворца, о сгоревшей деревянной церкви напомнил царю Михаилу Фёдоровичу чердынский воевода Гаврила Лодыгин в 1619 г. [1.с.20]. В период с 1626 по 1685 гг. по данным ныробского священника Василия Попова, изучавшего церковный архив, челобитные грамоты на имя царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Ивана и Петра Алексеевичей подавал притч ныробских церквей с просьбой о выдаче ему (притчу) денежной руги о строительстве храмов для вечного поминовения боярина Михаила Никитича Романова [2,с.15].

М.Н. Романов в земляной яме-темнице
Жалованная грамота ныробцам от царя М.Ф. Романова, 1619 г.

Освобождая жителей Ныроба от налогов, выделяя деньги на ругу, цари, тем самым, сохраняли своё богомолье в далёкой уральской глуши.Начиная с XVII в. тысячи паломников за многие сотни вёрст приходили в Ныроб. Здесь почитались три святыни, связанные с именем знаменитого узника:

Цепи-оковы, в которых был привезён в далёкую ссылку Романов.

Цепи-оковы ныробского узника

По выражению известного уральского писателя Н.П. Белдыцкого, они «являлись …безмолвными свидетелями того ужасного дела, которому было положено начало в Москве, а конец в далёкой и холодной Ныробке» [3, с. 24]. Народ чтил их как святое воспоминание о мученике [4, с.9]. Оковы считались чудотворными, во время церковных служб больные надевали их на себя и в таком виде простаивали обедни. Почти каждая служба проходила под звон и лязганье цепей. После венчания к ним прикладывались новобрачные, также их возлагали на болящий скот.

Так надевали цепи в разное время

Другой святыней являлась темница-землянка, в которой томился М.Н. Романов. В 1793 г. по указу Екатерины II над ямой «…тщанием и коштом здешней волости крестьян и усердным старанием крестьянина Максима Пономарёва» [5, с. 69] была сооружена каменная часовня во имя архангела Михаила с небольшой деревянной оградой. О времени возведения часовни гласила надпись, выведенная по карнизу славянской вязью. Богомольцы, посещавшие Ныроб, а это «…не только «свои», (т.е. жители Пермской губ.), но и из дальних мест: Вятской, Вологодской, Архангельской и других губерний, бывали даже из Москвы» [6, с. 103], стремились побывать в темнице, помолиться и взять на память горсточку земли. «Память народная окружает замученного боярина священным ореолом: ни одна имущая рука не забывает поставить свечу или в этой часовне, или на гробнице узника». [7, с.18].

Часовня во имя Архистратига Михаила постройки 1793 г. 1910 г.
Торжество закладки ограды вокруг часовни.

Ежегодно, 6 сентября, в часовне служилась панихида по боярину Михаилу. В день Святой Троицы совершался крестный ход, в конце молебна провозглашалась вечная память невинному страдальцу и многолетие царствующему Дому. [6, с.109]. Трёхсотлетие смерти М.Н. Романова местные жители «на свои скудные копейки, добытые тяжёлым трудом (из волостных сумм), отлили колокол, весом 301 п. 2 фун.», [7, с. 18] с надписью об исполнившемся событии.

К началу ХХ века мемориальный комплекс стал нуждаться в серьёзной реставрации: разрушался фундамент часовни, сырые стены ямы постоянно обваливались, устилая камнем земляной пол. Часовня в 1912 году была отреставрирована по проекту художника А.Н. Зеленина: стены и пол в ней стали из каменных плит, подновлён иконостас с иконами местного письма. В полу часовни имелось небольшое отверстие, которое вело в яму, туда проникал лишь слабый свет. В полу углублением отмечено то место, где помещалась печь. Позднее около часовни был разбит сад и устроена художественная ограда.

 

Ограда вокруг часовни, освящена 03.05.1915 г.

Ещё одной святыней являлась гробница Михаила Никитича, помещённая в Богоявленском храме постройки 1736 г., за левым клиросом в углу, в особой нише. Гробница с балдахином в виде полукруга, примыкающего к стене. Над ним размещалась книга из дерева на раскрытой странице, которой написаны слова Священного Писания: «Воззовёт ко мне и услышу его, с ним есть в скорби». Ниже крыши по карнизу: «Смириша в оковах нози его, железо пройде душу его». Над гробницей: «Пложи мя в рове преисподнем и в темных сени смертней, и аз к тебе, Господи, воззвах» [5, с.70]. Здесь же находилась доска 1840 г. с переписанным текстом списка об истории заточения и смерти узника; оковы, помещённые в специальном ящике; и явленная икона Николая Чудотворца.

Храмы Ныроба периодически посещали пермские святители – епископ Пермский и Екатеринбургский Иоанн (Островский) в период с 1800-1802 гг. [5. с. 64], епископ Пермский и Верхотурский Вассиан (Чудновский) – 10 июля 1880 г., [8, с.400-401], епископ  Пермский и Соликамский Палладий (Добронравов) – в 1909 и 1913 гг. Владыка Палладий 27 августа 1909 г. совершил Божественную Литургию (заупокойная по боярину М.Н. Романову), панихиду, с крестным ходом проследовал к часовне, где совершил литию, спускался в яму-темницу. [9, с. 595]. 24-25 мая 1913 г. участвовал на торжестве закладки ограды вокруг часовни над местом заточения боярина М.Н. Романова [10, с. 589]. Ограда была построена на средства Губернского Земства 3 мая 1915 г., её освятил епископ Пермский и Соликамский Андроник (Никольский) [11, с. 683]. 20 сентября 2002 г. епископ Пермский и Соликамский Иринарх совершил литургию и литию в Никольском храме, у часовни над ямой М. Романова – панихиду [12], 2 ноября 2012 г. митрополит  Пермский и Соликамский Мефодий освятил вновь отстроенную часовню [1,с. 155].

Храмы с. Ныроба, начало ХХ века.

В 1913 г. в России широко отмечалось 300-летие Дома Романовых. По-особому торжественно эта дата была отмечена в Ныробе. 19 февраля 1913 г. сюда приезжала губернская депутация. На следующий день после утренней службы народ с хоругвями и иконами, крестами и носилками с цепями Михаила Никитича Романова подошли к часовне, к стенам которой возложили венки. Духовенство и члены губернской депутации поочерёдно спустились в яму для краткой молитвы. Затем иконы и оковы страдальца отнесли в храм. 21 февраля после Литургии состоялся крестный ход к часовне, где был отслужен молебен о здравии и благоденствии царствующего Дома. По окончании церковного торжества члены депутации приступили к раздаче подарков: всем собравшимся была роздана тысяча экземпляров книжек Н.П. Белдыцкого «Ныробский узник». Вечером было устроено факельное шествие. Гости и жители прошли по селу и вместе с хором пели отрывки из оперы М. Глинки «Жизнь за царя», у часовни шествие приостановилось и отдало дань памяти Ныробскому узнику. У волостного правления, возле портрета Государя Императора, председатель Чердынского уездного съезда А.Н. Грамбек произнёс патриотическую речь о единении Руси. Затем депутация дошла до часовни и поклонилась последним земным поклоном тем страданиям мученика из дома Романовых. [13.]

Торжества в Ныробе 19-21.02.1913 г.

После 1917 года началось забвение и разрушение православных храмов по всей стране… В Ныробе в течение ещё нескольких лет они пребывали в благолепии. Так, в 1926 году по-прежнему существовал открытый доступ к святыням. «На гробнице шёлковое голубое покрывало, с изображением креста посредине. Прежний цвет покрывала утрачен. Оно стало грязным от бесчисленных целований и прикосновения рук богомольцев… Народ…трёт им глаза и другие больные места, в надежде получить исцеление…» [14, с. 37]. У людей сохранялось благоговейное отношение к веригам: некоторые богомольцы держали их на плечах до изнеможения, другие из-за немощи лишь прикасались к ним и целовали.

В 1928 г. в Ныробе наступили богоборческие времена: цепи М.Н. Романова передали в Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина, в 1930-е годы разобрали часовню с оградой. Яму М.Н. Романова засыпали землёй. Несмотря на это,память о «ныробском узнике» сохранялась и жила. С возрождением православия в нашей стране, в 90-е годы ХХ века стали появляться примеры почитания знаменитого предка царской династии. Археологи Пермского университета в 1997 г. вынули землю и открыли яму-темницу. 22 июля 1998 года. Ныроб с паломническим визитом посетили потомки династии Романовых. На месте гибели боярина Михаила Никитича была отслужена панихида. 14 августа 2000 года был освящён крест, поставленный недалеко от ямы. Отсюда 28 мая 2001 года начался крестный ход под девизом «От первого убиенного Романова до последнего», который закончился в Екатеринбурге, на месте расстрела царской семьи [15].

Посещение Ныроба потомками династии Романовых. 22.07. 1998 г.

К 400-летию заточения М.Н. Романова в 2001 году над ямой возведена решётчатая часовня, в настоящее время она заменена каменной. 14-15 сентября была проведена научная конференция. Силами местного театра на ландшафте развёрнута театральная постановка «Пребывание М.Н. Романова в Ныробе», открыта выставка по истории и культуре Ныроба, среди её тематико-экспозиционных комплексов были: «Род Романовых в Москве. М.Н. Романов в Ныробе», «Россия и Ныроб при первых Романовых», «Почитание М.Н. Романова в XVIII-XX вв.».

В течение нескольких лет на день Архистратига Михаила – небесного покровителя М.Н. Романова в Ныроб ежегодно организуются паломнические туры из Перми. В программе всегда содержится два важных мероприятия – Романовские чтения в Чердыни, служба в Никольской церкви, крестный ход к яме, панихида по знаменитому узнику, поминальные столы. На трапезе только местная еда, такая, которой тайно от стражи его кормили [1.149-151]. Образ М.Н. Романова талантливо запечатлён в поэзии: до 1917 года в поэме пермского литератора С.А. Ильина «Песня о Ныробском узнике» [16, с. 25-27], в стихотворении председателя Чердынского уездного съезда А.Н. Грамбека «Памяти боярина-мученика» [13, с. 441-444], в наше время – в поэме «Святого узника душа» [17] и других произведениях чердынской поэтессы С.Ю. Володиной.

Митрополит Пермский и Соликамский Мефодий у ямы М.Н. Романова

К 400-летию Дома Романовых в Ныробе и Чердыни 28-29 сентября 2013 года проводился III детско-юношеский слёт воспитанников ЦПШ Пермской епархии. Открыта новая экспозиция в ныробском центре памяти М.Н. Романова и выставка «Живая память» в Чердынском краеведческом музее им. А.С. Пушкина. Весной 2015 г. в музее проводилось анкетирование среди экскурсантов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга, в опросе о ныробских святынях и о почитании М.Н. Романова участвовало 50 человек. После посещения Ныроба и музея в Чердыни преподаватель из Екатеринбурга записала: «История заточения произвела глубокое впечатление. Несколько лет планировала поездку в Ныроб-Чердынь. Ныробский храм и яма – большая ценность русской культуры. Самое главное – пример мужественного перенесения скорбей. 18.04.2015 г.».Паломница из Санкт-Петербурга: «Спасибо Вам большое за освещение истории заточения боярина Романова. Оковы — это святыня мученика. И даже прикоснуться к ним – великая честь и память! 03.05.2015 г.».

Имя боярина Михаила поминается во время Литургии на проскомидии во всех ныне действующих церквах Чердынского округа. Долгожданным событием для верующих должна стать канонизация М.Н. Романова. Вопрос этот обсуждался ещё накануне 300-летия Дома Романовых, в наши днидля прославления Михаила Никитича распоряжением Митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия дляСинодальной комиссии Московского патриархата подготовлено и опубликовано его жизнеописание. [18]

Прошло более четырёхсот лет со дня кончины Михаила Никитича Романова, но память о его духовном подвиге, месте заточения и связанных с ним святынях живёт в сердцах людей. Его имя стало символом веры и стойкости. Многие важные события в культурной и духовной жизни Чердынского края последних лет так или иначе связаны с его личностью.

Подготовила Ирина Копытова, главный хранитель Чердынского краеведческого музея.  

Список литературы:

1. См.: Чагин Г.Н. Святыни и древности Ныробской земли. Пермь, 2013. С.20.,149-151;154;155

2. См.: Чагин Г.Н. Ныробские древности. Чердынь, 2001. С.15.

3. Белдыцкий Н.П. Ныробский узник, древности и окрестности с. Ныроб Чердынского уезда. Пермь,1913. С. 24.

4.См.: Вагнер Н. От Чердыни до Ныроба: отрывок из путевых заметок 1857 г.//Пермский сборник: повременное издание. Кн.II. М., 1860. С.9.

5. Дмитриев А.А. Ссылка окольничего Михаила Никитича Романова в Чердынский край и Ныробские древности//Памятная книжка и адрес календарь Пермской губернии на 1892 г. Пермь, 1891. С.64;69;70.                                                                                                                                                  

6. См.: Попов И. Село Ныроб и его достопримечательности // Пермские епархиальные ведомости. Пермь, 1896. С.103;109

7. Санин Н.А. Село Ныроб и его древности. Саратов,1912. С.18

8. См.: Попов В. Корреспонденция из Ныроба. //Пермские епархиальные ведомости. 1880.С.400-401

9. Поездка Преосвященнейшего Палладия, Епископа Пермского и Соликамского в Чердынский и Соликамский уезды. //Пермские епархиальные ведомости.1909. С.594-595.

10. Хроника. // Пермские епархиальные ведомости.1913. С.589.

11. Обозрение путешествий Преосвященнейшего Андроника, Епископа Пермского и Соликамского, по церквам Пермской Епархии в 1915 году // Пермские епархиальные ведомости.1915. №22. С.683

12. См.:Пермь Православная, № 10, октябрь 2002 г. с.1-3.

13. См.: Ордовский-Танаевский Н.А. Юбилейные Романовские дни в с. Ныроб, Чердынского уезда, Пермской губернии, на месте заточения боярина Михаила Никитича Романова. // Пермские епархиальные ведомости.1913. С.286-293,330-335,355-362,381-385., 441-444;

14. См.: ЧКМ. Машинописная рукопись. н/в № 981.Попов И.В. Записки врача с. 37.

15. См.: Боровков А. От первого убиенного до последнего. // Северная звезда. Чердынь, 2001.1июня, с. 2,8, № 64-65.

16. Ильин с. Песня о ныробском узнике. // Уральский следопыт. Свердловск, 1990. №7. С. 25-27.

17. Володина С.Ю. Святого узника душа. Пермь, 2005.

18. Протоиерей А.Марченко, монахиня Георгия (Братчикова). Жизнеописание боярина Михаила Никитича Романова – Ныробского узника (1560-1602). Пермь, 2012.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности