На основе архивных материалов и литературных источников в статье рассматривается влияние событий, происходивших в стране в 1917 году, на деятельность учреждений образования Чердынского уезда. Основное содержание исследования составляет анализ протоколов заседаний педагогического совета Чердынской женской гимназии за 1917-18 годы.
Накануне революционных событий 1917 года народное образование в Чердыни находилось на довольно высоком уровне. В Чердынском уезде существовало несколько типов учебных заведений, принадлежащих разным ведомствам: одноклассные и двуклассные приходские училища, 4-х классное городское училище, реальное училище, школа ремесленных учеников, женская гимназия, церковно-приходские школы. С учреждением земства в 1870 году наблюдался значительный рост учебных заведений по всему уезду и в самой Чердыни. Как отмечают исследователи, на рубеже веков Чердынь (3 658 человек) являлась городом с наиболее высоким уровнем грамотности (54,3%), превосходя Екатеринбург (50,4% из 43 239 жителей) и Пермь (54,1% из 45 205 жителей) [6, с. 223].
Благодаря усилиям чердынского земства в городе с небольшим населением [2, с. 677] помимо учебных заведений в помощь учащим и учащимся имелись: земская публичная библиотека, общеобразовательный музей им. А.С. Пушкина, общество любителей истории, археологии и этнографии Чердынского края, ссудо-сберегательная касса служащих по Министерству Народного Просвещения, Общество вспомоществования бедным учащимся города и уезда и Чердынское отделение Пермского учительского общества вспомоществования [2, с. 666]. Земство оказывало школам значительную материальную поддержку, координировало деятельность вышеназванных организаций. Представители земства и местного купечества входили в состав педагогических советов и являлись почётными попечителями училищ и Чердынской женской гимназии, открытой в 1899 году.

На основе анализа архивных документов, ежегодных отчётов ЧУЗУ, исторического очерка И.В. Попова, посвящённого деятельности уездного земства с 1870 по 1910 гг., можно проследить историю преобразования Чердынского женского приходского училища в двухклассное, затем в 4-х классную прогимназию для девочек и, наконец, в полную гимназию, где в 1908 году был открыт VIII педагогический класс, готовивший учительниц для начальной школы. В гимназию поступали не только дети из чердынских семей, но и из других волостей уезда и Пермской губернии. Несмотря на платное обучение, в Чердынской женской гимназии обучались девочки разных сословий: дочери купцов, лесопромышленников, высокооплачиваемых чиновников и служащих, а также мелких и средних служащих и крестьян. На 1 января 1915 г. в гимназии числилось 403 ученицы, из которых 212 (52,6 %) были из крестьянского сословия [1, с. 905]. На 1 января 1917 г. в гимназии числилось уже 526 учениц [9].
На основе протоколов заседаний педагогического совета гимназии можно утверждать, что учителя постоянно рассматривали вопросы об успеваемости воспитанниц и их переводе в старшие классы, о приёме вновь поступающих, о методике преподавания отдельных предметов и выборе учебников, о выписке новых книг, журналов, пособий. Периодически рассматривались вопросы о здоровье и физическом состоянии учениц [8; 9].

Рассмотрим, как революционные события 1917 года отразились на деятельности Чердынской женской гимназии.
Особенностью Чердыни был тот факт, что реальная власть в городе на протяжении всего 1917 года принадлежала городской думе и земской управе, состоящей в основном из представителей купечества и мещанства. Женская гимназия существовала тоже главным образом на средства уездного земства. Председателем Попечительского Совета был Н.С. Селиванов, старейший земский и общественный деятель. Почётной попечительницей гимназии была купчиха Е.Н. Черных. Несмотря на изменение политической обстановки в стране в 1917 году, педагогическая деятельность в женской гимназии проходила в прежнем режиме, однако некоторые изменения всё-таки произошли. Перемены, происходившие в учебном заведении, в первую очередь, были связаны с реформированием системы народного образования, которое проводило Временное правительство. Во-вторых, проявления политической борьбы находят отражение в межличностных конфликтах, происходящих в гимназии.

На заседании педагогического совета гимназии за 9 марта 1917 г. было принято решение принять к сведению телеграмму г. Попечителя Оренбургского учебного округа:
« 1. В виду чрезвычайных событий, повелительно требующих для блага Родины соблюдения полного порядка, предлагаю принять все меры к продолжению нормальных занятий. Привлекая к сотрудничеству, в случае надобности, Родительские комитеты. Ответственность за нарушение порядка возлагается на начальников.
2. Господин Министр Народного Просвещения Мануилов обратился ко мне со следующей телеграммой: благо страны настоятельно требует скорейшего возобновления работы там, где она была прервана последними событиями. Благословите просить начальников и учащих всех учебных заведений вашего округа, а также попечительные и Педагогические советы, Родительские Комитеты и учащихся принять все зависящие от них меры ко возобновлению правильных занятий там, где это возможно. Призываю всех к бодрой работе. Да здравствует свободная Россия!…» [9].
В связи с этим, реагируя на переворот, «…педагогический совет женской гимназии постановил:
а) отслужить в здании гимназии молебен об утешении страстей;
б) ознакомить учащихся с происшедшим внутри государства переворотом, в связи с таковыми же событиями в других государствах, и выяснить причину и значение этого переворота;
в) поручить сделать это преподающим историю;
г) выразить пожелание, чтобы все преподающие и воспитательный персонал не отказывали в разъяснении по силе возможности вопросов, связанных с текущими событиями, если к ним учащиеся обратятся с таковыми вопросами;
д) подписаться на два экземпляра бюллетеней Петроградского телеграфного агентства, каковые и вывешивать ежедневно в здании гимназии, чтобы учащиеся могли с ними знакомиться;
е) чтобы учебные занятия не пострадали, необходимо всякого рода собеседования с учащимися по поводу интересующих их событий, связанных с переживаемым моментом, устраивать не на уроках, а в свободное от уроков время…;
з) устроить совместное совещание членов Педагогического Совета, Родительского Комитета и Попечительного совета всех учебных заведений г. Чердыни для выяснения вопросов, связанных с текущим моментом;
и) ввести во всех классах гимназии начала самоуправления среди учащихся…» [9].
В марте 1917 года преподавателям начальных народных училищ было направлено письмо инспектора народных училищ следующего содержания: «В России совершился великий политический переворот, … новую свободную Россию. Николай II отрекся от престола, и образовалось новое правительство… Ввиду сего прошу г.г. учащих портреты отрекшегося от престола Николая II, в отсутствие учащихся, убрать со стен школьных зданий, и в соответствующих классах…». [7, с.1] Вероятно, подобное письмо было направлено и в женскую гимназию, т.к. на заседании педагогического совета от 9 марта 1917 года было вынесено решение «…убрать из рекреационного зала портреты государя и наследника» [9].
Весть о свержении царского самодержавия и начавшейся в Петрограде революции всколыхнула город и особенно взбудоражила учащихся. Гимназистки и учащиеся других учебных заведений с большим интересом воспринимали каждое известие о событиях в столице. Безусловно, социальный статус влиял на политические мировоззрения молодёжи. Девочки из более бедных семей восторженно восприняли бурные революционные события, однако, плохо разбираясь в них, «…значительная часть гимназисток к революции относилась пассивно, по-обывательски». Знакомство с политической жизнью России 1917 г. происходило в специально организованных «кружках самообразования». Кружки посещали ученицы старших классов женской гимназии и ученики реального училища. «Прежде всего мы знакомились с программами политических партий – кадетов, социал-демократов, социалистов-революционеров, анархистов. Разницу между социал-демократами большевиками и меньшевиками представляли очень смутно», – вспоминает бывшая чердынская гимназистка, революционерка Г.П. Рычкова, обучавшаяся в гимназии с 1910 по 1918 г. [3, с. 28]. О революционных событиях узнавали из газет и от политических ссыльных.
Нужно отметить, что г. Чердынь издавна являлся местом политической ссылки. При царском режиме пристально следили за благонадежностью граждан. Известно, что с 1913 по 1914 гг. в Чердынском уезде отбывал ссылку революционер К.Е. Ворошилов. Были ссыльные среди учителей и служащих, тайно распространявшие политические брошюры, выпущенные нелегально до революции и в 1917 г. Однако большевиков в городе и уезде практически не было. После свержения царя (в Чердыни об этом стало известно 3 марта) активизировали свою деятельность бывшие ссыльные из числа эсеров и меньшевиков. Некоторые представители местной интеллигенции объявили себя членами умеренно-социалистических партий.
Первую политическую демонстрацию, в которой учащиеся приняли активное участие, организовали также политические ссыльные, проживающие в Чердыни. Среди демонстрантов было много учащихся реального и городского училищ. Когда демонстранты с красными флагами и пением революционных песен подошли к зданию гимназии, небольшая группа старших учениц, предупреждённая заранее, быстро обежала классы, в которых шли занятия. Отворяя двери классов, они громко кричали: «Занятия прекращаются! Все на демонстрацию!» Гимназистки быстро высыпали на улицу, ошеломлённые учителя не успели что-либо возразить [3, с. 27].
Среди гимназисток были те, кто не приветствовал революцию. Они были настроены реакционно и держались от происходивших событий в стороне.
Подобная ситуация складывалась и среди педагогов. Их состав также очень разнообразен. Большинство учителей – выходцы из местного крестьянства. Законоучителями работали священники. В средние учебные заведения города (женскую гимназию, реальное училище) земская управа старалась привлечь преподавателей с высоким образовательным цензом, уплатив за них взнос за воспитание в учительском институте под условием обязательной службы, пропорционально внесённой за них плате. В школах города и уезда преподавали выпускники Чердынской, Пермской, Вятской, Казанской, Тульской, Хабаровской и Варшавской гимназий. Часто из разных уголков России на службу в Чердынь направлялись люди прогрессивных взглядов, широких интересов, с активной жизненной позицией. Эта часть учительства весть о падении царизма встретила с большой радостью, активно включившись в общественную политическую жизнь города. В 20-х числах марта 1917 г., когда в Чердыни создавался Совет рабочих и солдатских депутатов, его ядро составляли учителя (12 человек), хотя и не имели чётких политических воззрений. Всего в исполком Совета входило 25-30 человек, из них 2-3 рабочих, 5-6 солдат, остальные – представители интеллигенции и служащих. Как отмечает исследователь Л.А. Обухов: «Состав Совета не соответствовал его названию…» [6, 136].
Однако большая часть преподавателей встретила революцию отрицательно и даже с испугом. Накануне и в период революционных событий начальницей гимназии являлась Любовь Александровна Дубенская, вышедшая из семьи крупных пермских чиновников. Как вспоминает Г.П. Рычкова: «…Ученицы относились к ней довольно безразлично: любовью и уважением она не пользовалась, но и неприязни особой к ней не было. Она обращалась со всеми приветливо, с ее лица никогда не сходила благосклонная, покровительственная улыбка».

Начальница гимназии Л.А. Дубенская отнеслась к революции резко отрицательно. Она твёрдо стояла на монархистских позициях, не скрывала сожаления о свергнутой царской династии и стремилась сохранить в гимназии старые порядки: на стенах актового зала по-прежнему висели царские портреты; по утрам, перед уроками, всех учениц собирали для общей молитвы; требовали, чтобы гимназистки посещали церковь по воскресеньям.
Несмотря на это, отдельная группа учащихся сразу после революции перестала ходить в церковь, отказалась от исповеди и всячески избегала посещения утренней молитвы.
Галиной Рычковой описан случай, произошедший в гимназии: «Мои подруги Фаня Огнева, сестры Карнауховы, я, еще кто-то – человек пять или шесть – пробрались тайком вечером в гимназию, когда там уже никого не было. Принесли лестницу, общими усилиями сняли со стены тяжелые портреты, стащили их вниз к одному из закрытых запасных выходов и спрятали под лестницей среди разного хлама. Наша одноклассница … пришла на следующее утро рано в гимназию и раскопала эти портреты. Она тут же не замедлила внести свою лепту: выколола на портретах царским особам глаза. Можно себе представить, какой переполох поднялся в гимназии! Все собрались на утреннюю молитву, а на стенах вместо больших в золоченых рамах портретов царя, царицы и наследника виднелись лишь следы снятых рам. Вся наша группа в это утро чинно стояла на молитве в рядах учащихся. Мы с удовольствием наблюдали, как засуетились и зашептались смущенные классные дамы, как покрывалось белыми и красными пятнами возмущенное лицо начальницы. Портреты были скоро найдены, но водрузить их обратно гимназическое начальство уже не решилось. Всю нашу группу вызвали на допрос к начальнице, но виновников найти не удалось…» [3, с. 35].
На основе постановления по Народному Просвещению «Об упразднении административно-педагогических должностей» в августе 1917 г. Чердынское отделение общества вспомоществования учащим и учившим преобразуется в Чердынский уездный учительский союз. Основной задачей Союз считал «борьбу за коренную реорганизацию дела народного образования в России на началах свободы, демократизации и децентрализации…» [4]. Учительские союзы являлись важным шагом на пути к демократическим свободам. В условиях демократизации общества появилась возможность свободно высказывать своё мнение.
В декабре 1917 года между начальницей Дубенской и Обществом вспомоществования бедных учащихся, в который входили такие учителя как: О.Н. Калугина, А.Р. Фаддеева, Барахнина, Юхнева, возник конфликт по поводу денег, собранных от благотворительного спектакля. Госпожа Дубенская, не желая терять контроль над денежными средствами гимназии, была против передачи их Обществу. Она высказала своё негодование в форме письменного заявления, которое было подшито к протоколу заседания педагогического совета от 18 декабря 1917 г. Мнения учителей, присутствовавших на заседании, разделились: часть из них поддержала начальницу, другая часть была явно против [9].
После всех произошедших событий часть гимназисток стала враждебно относиться к начальнице гимназии. Группой учащихся был разработан план об удалении начальницы из гимназии. Учащиеся собрали в актовом зале всех учениц, учителей и начальницу. Любовь Александровну Дубенскую попросили встать в середину образовавшегося круга. После этого одна из учениц зачитала обращение учащихся гимназии к начальнице: «…Мы, ученицы Чердынской женской гимназии, просим Вас покинуть стены нашей гимназии. Мы не хотим, чтобы нашу гимназию возглавляли слуги старого режима. Просим Вас немедленно выйти из этого здания и никогда больше сюда не возвращаться…» [3, с. 37].
На заседании педагогического совета от 12 января 1918 года было заслушано заявление Педагогической корпорации Чердынской женской гимназии от совещания, состоявшегося 11 января 1918 года. В заявлении, перечислив ряд фактов, члены корпорации в количестве 15 лиц высказываются за необходимость оставления госпожой Дубенской занимаемой ею должности. Теперь уже не только гимназистки, но и преподаватели требовали отставки начальницы.
Существенные изменения в деятельности женской гимназии произошли в 1918 году. В январе 1918-го прошли выборы в Коллегию, которая становится управляющим органом в гимназии.
На заседании педагогического совета от 15 февраля 1918 г. была заслушана копия телеграммы от Губсовдепа местному Совдепу за № 554 об исключении Закона Божьего из числа учебных предметов, а также был заслушан вопрос об отмене общей молитвы. Большинством голосов молитву решено было оставить [10].
5 марта было заслушано и принято к исполнению отношение Чердынского Совдепа о том, что «… впредь до назначения Комиссара по Народному Просвещению, Пед. Совет в школьной жизни должен руководиться декретами Совета Народных Комиссаров…» [10].
При Чердынском Совете Рабочих, Крестьянских и Армейских депутатов появился отдел Народного просвещения. С марта 1918 года в состав педагогического совета женской гимназии стали входить представители Отдела: Ф.И. Захаров, В.А. Ведерников и С.С. Новиков. Эсер Н.И. Работин был председателем Родительского комитета [10].
В апреле 1918 г. был упразднён Попечительский совет гимназии.
В связи с постановлением о выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей весной 1918 г. многие учителя женской гимназии написали заявления с просьбой оставить их на прежнем месте работы и в прежней должности, выразив лояльность к новой народной власти. Некоторые указывали в заявлении свои взгляды на воспитание и политические убеждения [10].
Чердынская женская гимназия была реорганизована в школу первой ступени на основании декрета ВЦИК от 16 октября 1918 г. «Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)».
Таким образом, на примере деятельности Чердынской женской гимназии в годы революционных преобразований 1917-18 гг. прослеживается тесная взаимосвязь образовательной сферы с развитием политической системы, её идеологических основ. Провинциальная школа живо реагировала на все общественные процессы и устремлялась вместе со своей страной в новое манящее неизвестностью будущее.
Подготовили хранители музейных предметов Л.А. Басклеин и В.Г. Маракова.
Список литературы:
- Журналы Чердынского уездного земского собрания 43 чрезвычайной и 46 очередной сессии. Доклады управы сим собраниям 1915 года. – Пермь: Электро-тип. губернского земства, 1916.
- Попов И.В. Исторический очерк развития народного образования в Чердынском уезде за период 1870–1910 гг. деятельности Чердынского уездного земства. Часть I и II / сост. заведующим Вильгортским двухклассным училищем учителем И.В. Поповым. – Пермь: Электро-тип. губернского земства, 1915.
- Рычкова Г.П. Мгновения и годы. Искры памятных лет: Пермское книжное издательство, 1972. – 264 с.
- Устав Чердынского уездного учительского союза. – Чердынь: Моторн. Типография Уездного Земства, 1917. – 9 с.
- Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. – Пермь: Книжный мир, 2003. – 256 с.
- Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России/ Чердынский музей. – Пермь, 1999. – 348 с.
- ЧКМ. Чердынская Уездная Земская Управа. Дело инспектора народных училищ. 1917.
- ЧКМ. Протоколы заседаний педагогического совета Чердынской женской гимназии за 1907-1908 уч. год.
- ЧКМ. Протоколы заседаний педагогического совета Чердынской женской гимназии за 1916-1917 уч. год.
- ЧКМ-2444/9. Протоколы заседаний педагогического совета Чердынской женской гимназии за 1917-1918 уч. год.
