«Неприличная форма пересылки сообщений на открытом почтовом листе», – с такой формулировкой в 1865 году отклонили первый в истории проект открытки. Однако спустя некоторое время открытки всё-таки завоевали свою популярность, став и способом общения, и предметом коллекционирования. В музейной коллекции хранится не одна сотня поздравительных открыток. Но мы сегодня поговорим о новогодних и рождественских открытках ХХ века, как дореволюционных, так и советского периода.
Оказывается, первые новогодние открытки в царской России появились в 1795 году. Они разительно отличались от тех, к которым мы привыкли. Очень часто демонстрировался четырёхлистный клевер, а о ёлках, мандаринах и бокале шампанского тогда никто и не помышлял. Клевер с четырьмя лепесточками считался символом удачи. Люди верили, что если его найти в поле и съесть, то это принесёт счастье. Сейчас так думают про сирень. А ёлки вообще не имели никакого отношения к Новому году – они считались рождественскими деревьями.
Новогоднего волшебника в царские времена не существовало, но люди верили в рождественского. Его прообразом стал Никола Мирликийский, более известный как Николай Чудотворец. По легенде, в Рождество он бросал через дымоход подарки, чтобы дети радовались рождению Христа. А малыши развешивали носочки на печах и каминах.
После революции Новый год и Рождество оказались под запретом. Праздники, которые раньше отмечали на широкую ногу, теперь не соответствовали политике партии.
Новогодние открытки вновь появились только в 1941 году. Это был самый простой способ связи фронта с тылом. К тому же, открытка легче всего подвергалась цензуре. В отличие от письма, её не нужно было вскрывать, а потом снова заклеивать, чтобы прочесть содержание. Все открытки были посвящены борьбе против фашизма.
Но век открыток и тогда оказался недолог. После войны они вновь исчезли. Приказ о возрождении открыток подписали только в 1953 году. Наверное, власти поняли, что лучше контролировать процесс, чем всё запрещать. Это был период «оттепели», и в стране витала иллюзия свободы. И тогда в открытки пришли замечательные художники, которые и создали любимые нами образы. Появились Дед Мороз и Снегурочка, лесные животные, кремлёвские куранты. Очевидно, что образ Деда Мороза взяли с Николая Чудотворца. А всё остальное – полёт фантазии прекрасных мастеров. Были открытки, которые выпускали тиражами по 18-25 миллионов!
Популярным образом считался вид Кремля. Сердце огромной советской страны. Тогда же в моду вошли куранты на Спасской башне.
Над открытками часто трудились художники-мультипликаторы. Поэтому они и рисовали героев, очень похожих на тех, что дети видели по телевизору.
Изначально новогодние открытки были детскими, с добрыми сказочными мотивами, зверушками в лесу, снеговиками, дедом Морозом и Снегурочкой. В одно время вдруг появились карточки с «гламурными натюрмортами» – шампанским в хрустальных бокалах и шоколадными конфетами в картонных коробках. Правда, продавались они недолго, и очень скоро исчезли с полок магазинов. Что поделаешь, не формат. Алкоголь в Советском Союзе вряд ли был в чести.
Учёным в СССР было чем похвастаться. И достижения в сфере технологий считались гордостью всей страны. Их смело демонстрировали на поздравительных карточках. А как же про спортивные достижения? Олимпиада-80 дала замечательный повод украсить новогодние открытки спортивной тематикой. Лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» здесь пришёлся как раз кстати.
Любимый символ советских открыток – тройка. До революции их практически не использовали, но уже в советское время вспомнили исконно русские мотивы.
Изначально поздравительные открытки отправлялись без конвертов, в открытом виде (отсюда и называние), а потому прочесть содержание попавшему в руки постороннему человеку не составляла никакого труда. Это уже после открытки стали отправлять в конвертах, всё-таки этот приватная переписка не для посторонних глаз. А вот в музее большая часть открыток хранится именно в открытом виде. Понимаем, что читать чужие послания – признак дурного тона, но по прошествии столь продолжительного времени мы взяли на себя смелость заглянуть за красивую обложку открытки и проследить, как с течением времени менялась манера и стиль поздравительных посланий.
В дореволюционные годы писали примерно так: «Здравствуйте, милостивый государь Е. В.! Имею честь поздравить Вас с высоко торжественным праздником Рождеством Христовым и наступающим Новым годом! Искренне вам желаю провести его в добром здравии и в душевном спокойствии и будьте здоровы. Известная Вам казначея Александра Матвеева. В г. Чердынь, в собственный дом Евгению Васильевичу Черемисинову».
«Поздравляю вас тётечка и дядя с праздником и желаем всего хорошего. Любящие вас плем. и внуч. Ждём ответа. А.А. А.Л. Согрины. В г. Чердынь, Марии Семёновне г-же Меркурьевой. 25.12.1911».
«Дорогая крестна, поздравляю вас с праздником Р.Х. и с наступающим Новым годом. Желаю вам всего хорошего, также шлю привет вашему мужу и поклон от моего семейства. Будьте здоровы любезная, ваша кр. Начтева (?). Марии Семёновне Меркурьевой. 23.12.1912».
В советские годы обращение «любезный» или «милостивый государь» вышли из обихода, их сменила приставка «Дорогой/ая/ие», с которой начинается буквально каждое послание. Да и само содержание поздравлений значительно изменилось и соответствовало духу времени. В основном желали крепкого здоровья, праздничного настроения и обязательно успехов в труде. Таким образом новогодние открытки в СССР прославляли человека-труда.
Увы, сегодня можно только с ностальгией вспоминать, сколько открыток мы отправляли в разные уголки Союза и ещё больше получали. Перед праздниками почта была просто перегружена поздравительными открытками, это были мешки и мешки открыток. Открытки продавались во всех киосках Союзпечати, в почтовых отделениях, стоили они недорого – копейки.
В современном мире виртуальные поздравления через мессенджеры и электронную почту всё больше вытесняют традиционные почтовые открытки. Однако, несмотря на это, бумажные открытки всё ещё у некоторых жителей пользуются популярностью. Ведь нет ничего более трогательного, чем получить красочную открытку с рукописным поздравлением. Всё это вызывает непередаваемое чувство радости и ностальгии по прошлому.
Подготовила Светлана Воложанинова, научный сотрудник Чердынского музея.
Добавить комментарий